Задержка психологического и речевого развития у детей. причины и симптомы
Содержание:
Коррекция
Коррекция ЗПР в клинике д.м.н. Минутко начинается с выяснения причины, вызвавшей данное состояние. Детская психиатрия — это особенно ответственная область медицины, а потому детские психиатры должны соответствовать самому высокому уровню подготовки. Кроме специалистов — психиатров в диагностическом обследовании принимают участие клинические и социальные психологи, нейрофизиологи.
После выяснения причины идет одновременная работа по реабилитации и коррекции ЗПР, а также работа, направленная на терапию (устранение) основной причины.
Стоит заметить, что причины, приведшие к ЗПР не поддаются лечению, но определение этиологии помогает понять прогноз и оценить риски рождения второго ребенка с ЗПР.
В зависимости от характера основного заболевания могут быть назначены фармакологические методы лечения (только при наличии показаний и в безопасной для ребенка дозировке!), методы нейрореабилитации, работа с семьей, инструментальная терапия (биологическая обратная связь, транскраниальная стимуляция, кинезотерапия).
Родителям важно помнить: задержка психического развития — не приговор. Верное определение причины ее развития, грамотный подход к терапии и комплекс реабилитационных мероприятий — это именно те необходимые меры, которые позволяют добиться выравнивания уровня психического развития до возрастной нормы
Следует помнить, что до 50% больных ЗПР имеют саморазрушительное поведение. Поэтому при нем, необходимо обратится к врачу.
Действия родителей, если они заподозрили у ребенка ЗПР:
пойти на прием к грамотному специалисту — детскому психиатру или нейропсихиатру
Обратите особое внимание: как бы ни было неприятно узнать, что развитие ребенка отстает от нормы, диагностировать и реабилитировать его должны представители традиционной медицины. ЗПР компенсируется только при сотрудничестве психиатров, неврологов, психологов, логопедов, дефектологов
Никакие народные целители, парапсихологи, экстрасенсы и гомеопаты не способны развить речь, увеличить объем и устойчивость внимания или помочь в эмоциональном развитии;
накануне вспомнить и записать, а если есть — собрать документы, содержащие данные о протекании беременности, родах, периоде раннего детства, о перенесенных заболеваниях и инфекциях, черепно-мозговых травмах, случаях задержки психического развития у кого-то из родственников;
выполнять рекомендации всех специалистов, которые будут работать с ребенком;
помнить, что по-настоящему помочь в реабилитации специалист может только при совместных усилиях с родителями: ведь как бы ни был высок уровень профессионализма врача, психолога, логопеда, дефектолога, именно родители проводят с ребенком большее количество времени, именно они способны мотивировать его на занятия, создать в доме обстановку, благоприятную для развития;
помнить: чем более своевременно начаты диагностика и коррекция, тем выше шансы того, что ребенку не потребуется специализированная школа. Чем более тесно вы сотрудничаете со специалистами, тем больше доверяет им ребенок.
Лечение ЗРП: +7 (966) 330-11-66
Скайп: psyclinic158
Если Вы проживаете не в Москве, то есть возможность получения помощи по Skype.
Подростковые психические расстройства
Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.
1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз
Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов
Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.
Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
-
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
-
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
-
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
-
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
-
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
-
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Симптомы ЗПРР
Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.
До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития
А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.
Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).
Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:
- ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
- присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
- негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
- использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
- нарушения сенсорной обработки;
- повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
- психомоторная возбудимость, тики, заикание;
- протестные формы поведения.
В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.
Черты детей с ЗПР
Основные черты детей с задержкой психического развития такие:
- замедленное восприятие
- несформированность игровой деятельности
- проблемы в интеллектуальной деятельности
- ограниченный запас известных слов
- небольшой запас знаний и представлений о мире
- незрелость поведения, воли
- незрелость эмоциональной сферы
- низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
- трудности в проведении словесно-логических операций
- длительное время восприятия и переработки полученных данных
- неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
- нарушение всех видов памяти
Гармонический и психофизический инфантилизм
Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.
Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.
Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.
Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни
Дисгармонический психический инфантилизм
Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.
Подростки характеризуются такими особенностями:
высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок
Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.
Гипофизарный нанизм
Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны
В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью
Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.
Инклюзивное образование – в чем его минусы
По данным всемирной ассоциации здравоохранения ВОЗ на сегодняшний день рождается всего 10 % здоровых детей. Всего 10 – это караул! Причин тому много, но основная причина – сочетание биологических и социальных факторов, таких как плохая экологическая обстановка (с каждым днем только ухудшающаяся), некачественное питание (мы не знаем, что нам подсовывают в наших магазинах под яркой упаковкой, количество продуктов с ГМО на прилавках зашкаливает), инфекционные заболевания (увеличивается количество мутирующих вирусов), неблагоприятная социальная обстановка (родители пьют, курят, употребляют наркотики, ругаются и бьют друг друга). Где же родится здоровый ребенок? Пол беды, если ребенок рождается соматически ослабленным, а если это сложнейшие нарушения психических функций при поражении мозга таких как расстройства аутистического спектра (РАС), апраксия, агнозия, олигофрения, идиотия и т.п.
Что делать обществу с этими детьми? Многие родители отказываются их воспитывать и сдают в интернаты, а те, кто оставляет, определяет по новым законам в общеобразовательный класс школы
Справится ли один учитель, обучая тридцать детей в классе, при индивидуальном подходе, объясняя материал персонально двум-трем детям с задержанным развитием за 40 минут? Не пострадают ли при этом нормальные дети, по сути, обделенные вниманием? Наболевших вопросов много. Приняв новый Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ, школы оказались не готовыми реализовывать то, что написано в документах, по той простой причине, что не хватает человеческих ресурсов
На бумаге все оказывается гладко, на деле – нет. Пусть написаны адаптированные программы, но реализовать их в условиях общеобразовательной школы попросту невозможно, потому что не поставлена еще на нужные рельсы работа с детьми с ОВЗ и их родителями, не хватает квалифицированных кадров и, главное – времени.
Учитель не знает, на что в первую очередь бросить силы, на вытягивание детей с ОВЗ или подготовку нормальных детей к таким серьезным испытаниям как промежуточная аттестация, ОГЭ и ЕГЭ. Ведь за последнее с учителей в школе тоже дерут три шкуры. Вот главные и неоспоримые минусы инклюзивного образования – существенно страдает его качество. И с глубокой ностальгией вспоминаешь те времена, когда были специализированные школы, классы для речевых детей и детей с ЗПР, с наполняемостью 10-12 человек, в условиях которых действительно можно было оказать индивидуальный подход и за 4 года выровнять отстающего в развитии школьника, вывести его в норму. В условиях инклюзии нас ожидает то, что на выходе из школы не только дети с ОВЗ будут не готовы к поступлению в вузы, но и нормальные дети, которым почему-то общество уделяет внимания все меньше и меньше, получат лишь базовые знания.
Современные родители
Посмотрите, сколько сейчас асоциальных семей, где родители, в большинстве своем, сами безграмотные. Своим образом жизни они навязывают детям позицию, что можно не учиться, можно и так прожить, таким образом, мотивация к учебе у детей отсутствует. Кроме того, в общеобразовательных школах сегодня учатся также дети алкоголиков, наркоманов, преступников, отсидевших в тюрьмах, много детей из двуязычных семей: цыгане, азербайджане, армяне, грузины, таджики, туркмены и т.п. Легко ли работать с категорией этих детей? Несомненно, трудно, но еще сложнее, скажу я вам, работать с их родителями, которые ничего не слышат, не хотят не только заниматься воспитанием и обучением своих детей, но и идти на комиссию для получения статуса ребенка с ОВЗ.
Так ребятки с ЗПР, даже те, кто не имеет официально подтвержденного статуса, перекатываются (иначе не назовешь), из класса в класс с тройками и двойками, потому что учителя – люди сердобольные, жалеют их часто голодных, ободранных, не обласканных. Что мы имеем на выходе из школы – страшно подумать! Я сама занимаюсь с первоклассниками с ЗПР. По многим вижу, что есть положительные сдвиги в развитии, но беда в том, что родители дома ничего не делают, не выполняют заданий, не прислушиваются к рекомендациям логопеда, психолога, учителя. Как до них достучаться? Пока детки маленькие в 1 классе, им в головы еще можно заложить какие-то знания, развить познавательные способности, автоматизировать определенные навыки. Потом в пятом классе будет уже поздно, нельзя упускать время. Но не понимает этого мама армянской девочки, которая сама не умеет писать и читать по-русски, что мы может спрашивать с ребенка в этом случае? Всю ответственность за обучение и воспитание детей с ЗПР родители хотят переложить на школу. Педагоги оказываются полностью бесправными.
Сейчас образовалось новое поколение родителей. Это дети конца 80-х – начала 90-х, воспитывающихся в условиях, когда были попраны идеалы, пересмотрены приоритеты и система ценностей. Учителя с каждым годом все больше и больше поражаются отношению современных родителей к школьному обучению, они качают права даже там, где качать и не надо бы
Недавно одна из родительниц пожаловалась: «почему дети в столовую ходят строем, у вас что здесь колония?» А что лучше было бы, если дети бежали скопом и разбивали себе головы? Школа на то и школа, чтобы вырабатывать навыки дисциплины, произвольное внимание, организовывать детей. И поверьте, педагоги, работающие в школе не первый год, точно знают, как это делать
Таким образом, сложности в обучении детей чаще всего возникают из-за равнодушного отношения к учебной деятельности родителей. Если это первый класс, то с ребеночком, конечно, нужно посидеть, отбросив все свои дела, писать палочки и крючочки, выводить буквы в строчке, читать, а не усаживать его за компьютерную игру. Больше половина процентов успеха зависит от родителей. Иногда даже кажется странным, что рожают ребенка для себя, но думают, что развивать его будет кто-то другой. В детских садах и школах дают только направление, а остальное в руках родителей.
Учитывая тот факт, что программа в школе с каждым годом усложняется (не по вине учителей), родителям надо принять как должное, что предстоит работать с ребенком дома. Если ученик слабый, и родители с ним не занимаются, не контролируют выполнение домашних заданий, то вполне возможно, что классу к шестому он начнет отставать в развитии. Мало кормить, одевать и содержать школьника, надо давать ему возможность получать образование и всячески поддерживать определенный уровень развития способностей в том или ином возрасте.
Сложнее всего донести этот постулат до родителей из асоциальных семей. Не отказывается школа принимать сложных детей, детей с ОВЗ, соблюдая требования ФГОС, пытается создать необходимые условия для их обучения, оказать помощь, но на деле получается, что родители препятствуют выполнению данного гуманного задания. Коллеги поговаривают, что впору издать закон на государственном уровне, карающий родителей, не дающих в полной мере развиваться ребенку в умственном и физическом плане. Ведь согласно основоположнику отечественной педагогики Л.С. Выготскому, можно «вытянуть» даже самого сложного ребенка, если оказывать ему целенаправленную коррекционно-развивающую помощь. Родители, подумайте над этим, государство готово взять ответственность за обучение ваших детей, но только при взаимном участии, поддержке и понимании!
Автор Юлия Савельева
Задержка психоречевого развития, психо-речевого развития, ЗПР у детей
Задержка психоречевого развития у детей, задержка психо-речевого развития, ЗПР все чаще встречается у детей в последние годы. На первом приеме врач расскажет Вам, как определить у ребенка, как диагностировать ЗПР, что такое диагноз ЗПР у детей, какие формы, виды, классификация, определение ЗПР, особенности развития детей с зпр, особенности личности ребенка, как проводится коррекция, психокоррекция, коррекционная работа, лечение ЗПР, лечение задержки психоречевого развития в Саратове, нужны ли занятия, остеопат, методики, программа, обучение детей (дiти з зпр), что включает в себя общая характеристика, обследование детей, развитие детей с зпр, исследование детей, диагностика (в том числе нейросонография), дифференциальная диагностика, психодиагностика, оформляется ли инвалидность, какая профилактика, какие существуют особенности поведения детей с ЗПР, как вылечить ЗПР церебрально-органического генеза? Как учить детей с задержкой развития, лечится ли ЗПР, умственная отсталость? Дошкольники (детсадовцы, детский сад, детсад, в дошкольном возрасте, дети дошкольного возраста, у дошкольников, школьников), младшие школьники (школа, гимназия, лицей) в настоящее время постоянно подвержены большой стрессовой, эмоциональной, умственной нагрузке. Повышенная нагрузка иногда может оказывать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка, страдает эмоциональная сфера, сенсорное развитие, социальное развитие, наблюдается умственная отсталость, страдает мышление, познавательная сфера, развитие памяти, отстает психическое развитие. Чаще отмечается ЗПР церебрально органического происхождения, также бывает ЗПР соматического происхождения, темповая задержка психологического, психоэмоционального, умственного, эмоционального, физического, стато моторного, двигательного развития, этапов развития, в том числе конституционального, статокинетического происхождения.
Симптомы задержки психического развития
Нарушения интеллекта у детей с ЗПР носят легкий характер, влияют на все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка фрагментарно, замедленно, неточно. Ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира
Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала должно сочетаться с наглядной опорой.
Более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого.
Особенность речи отмечается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.
Игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Правила воспитания ребенка с ЗПР
Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка. Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.
Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.
Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.