Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Содержание:

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

Город Название Координатор по инклюзии Адрес Контактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 Самокиш Татьяна Хасановна Кропоткинский переулок, д.10 (499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя Борисевич Надежда Анатольевна Староконюшенный пер., д. 18 (499) 241-56-62
Центр образования № 2030 Колодяжная Нина Афанасьевна 2-ая Звенигородская ул., д. 8 (499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060 Алхазова Анна Андреевна Стремянный переулок, д. 33/35 (499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661 Потапова Таисия Николаевна Ул. Покровка, д. 10 (495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12 _ Искитим, Центральный микрорайон, 17а +7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 _ Новосибирск, Александра Невского, 40 +7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 _ Прибрежная, 2 +7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-Дону Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _ Днепровский переулок, 119 +7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42 _ Леваневского, 34 +7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-Петербург Школа-интернат №28 _ Герасимовская, 5 — 1-4 этаж +7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9 _ Старцева, 7 +7 (812) 417‒64‒71
Омск Адаптивная школа-детский сад №76 _ 50 лет ВЛКСМ, 4г +7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7 _ Амурская 18-я, 1 +7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Куда пойти после коррекционной школы

Учащиеся, окончившие спецшколу 8-го вида, вместо итоговой государственной аттестации получают о завершении коррекционной школы свидетельство. Выпускной экзамен сдается лишь по труду. Ребенок, официально окончивший 9 классов, фактически освоил программу, которую изучают дети 5-6 классов общеобразовательного учреждения.

Исходя из наблюдений и мониторинга, проведенного соцработниками, педагогами, дефектологами, очевидно, что у 1/3 учеников – умеренная степень умственной отсталости, а у 2/3 – легкая.

Вместе с тем список профессий, что рекомендованы Минтруда России для учеников, имеющих умственную отсталость, намного обширнее – свыше 100 наименований. Лишь от самих учащихся зависит, удастся ли им получить востребованную профессию. Необходимо окончить вечернюю школу, сдать ГИА, после чего поступить на иную специальность либо в колледж. Как раз к этому времени выпускник взрослеет и может действительно принимать самостоятельно решения. Так, одни получат инвалидность, и, соответственно, государство выделит им пособие, другие вернутся к своим законным представителям, третьи получат отдельную квартиру.

Новый проект «Куклы и анимация»!

1-я часть проекта

Курс «Создание характерной  куклы-персонажа для анимационного фильма» в смешанной технике (основа – полимерная масса)

Для создания характерной куклы-персонажа с выразительной мимикой лица  (смех, слезы) и динамикой образа (бег, езда на велосипеде)  вы займетесь углубленным изучением скульптуры куклы. Слепите голову, руки и ноги куклы; создадите текстильное тело; распишите  куклу; узнаете о всевозможных видах париков; изготовите  обувь, костюм и аксессуары для своей куклы!

Преподаватель: Наталья Клен

Наталья Клён сделала все главные персонажи к анимационным фильмам знаменитого режиссера Гарри Бардина: «Гадкий утенок», трилогия «Три мелодии» — «Рондо» и «Элегия».

2-я  часть проекта

Курс «Работа над анимационными этюдами»

Преподаватель: Игорь Хилов

С 1999 года Игорь Хилов  работает над созданием анимационных шарнирных кукол, сначала в анимационной студии творческого объединения «Экран» вплоть  до прекращения её существования.  Всем известен его фильм «Моцарт»! Сейчас продолжает делать кукол  на студии «Союзмультфильм», преподает в Театрально-технологическом художественном колледже.

Приглашаем в новый проект  «Куклы и анимация»!

Группа №1

Начало занятий 21 октября (по средам)

Время: с  11:00 до 14:00

Продолжительность: 4 месяца

Стоимость: 6 000 руб. в месяц

Группа № 2

Начало занятий 22 октября (по четвергам)

Время: с 18:00 до 21:00

Продолжительность: 4 месяца

Стоимость: 6 000 руб. в месяц

Профессиональное образование, или кем стать

При наличии свидетельства о завершении коррекционной школы можно поступить в колледж, который организует занятия именно для тех, кто обучался ранее в спецшколе. В подобных группах есть возможность получить начальное профобразование, общеобразовательных предметов там почти нет. Пройдя подобные курсы, выпускник получает свидетельство с присвоенной профессией либо специальностью. Однако среднего образования учащиеся не получают.

Вопрос «Куда пойти учиться?» волнует многих особенных детей и их родителей. Перечень специальностей, куда пойти учиться после коррекционной школы с 7-м и 8-м видом, невелик. Преимущественно в него входят рабочие профессии:

  • швея;
  • портной;
  • плотник;
  • маляр;
  • штукатур;
  • столяр;
  • озеленитель.

Чтобы в правильном ключе сориентировать ребенка, куда пойти дальше учиться, стоит посоветоваться со школьным психологом и своим чадом, а затем принять совместное решение.

Во время учебы в коррекционном учреждении с ребенком необходимо постоянно заниматься, особенное внимание стоит уделить физическим нагрузкам

Важно морально подготавливать ребенка к возможным жизненным трудностям. Требуется своевременное медицинское освидетельствование

На момент завершения спецшколы уже перед родителями и ребенком будет более полное понимание развития и состояние учащегося. Далее предстоит следующее:

Требуется своевременное медицинское освидетельствование. На момент завершения спецшколы уже перед родителями и ребенком будет более полное понимание развития и состояние учащегося. Далее предстоит следующее:

  • составление списка заведений, куда берут выпускников школ коррекционного типа, в том числе седьмого;
  • беседа с учителями школы, медиками;
  • сбор всей информации.

С учетом рекомендаций специалистов, а также пожеланий самого ребенка, необходимо составить план дальнейших действий.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;- умственную отсталость;- ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Посетите школу лично!↑

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?↑

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Надомное обучение – как вариант↑

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа

Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Коррекционные школы и их виды

Помимо обычных общеобразовательных школ, существуют специализированные коррекционные школы. Иногда в обычной школе предусмотрен коррекционный класс, куда отдают учиться детей с особенностями развития. Всего бывает 8 видов школ:

  • 1-й вид – обучение проходят дети-инвалиды, имеющие проблемы со слухом, слабослышащие либо глухие;
  • 2-й вид – в такие учреждения поступают школьники с частичной потерей слуха, обладающие разной степенью речевого недоразвития, однако сохранившие речь (посредством формирования слухоречевой среды с помощью звукоусиливающего оборудования обеспечивают воспитанников речевой практикой);
  • 3-й и 4-й вид – школы созданы для адаптации и обучения слабовидящих и слепых детей;
  • 5-й вид – в стенах данного учреждения обучаются школьники, имеющие нарушения речи, к примеру, заикание;
  • 6-й вид – данные заведения призваны помочь детям с проблемами психического и физического развития, например, ДЦП, черепно-мозговые и спинномозговые травмы (такие школы иногда действуют на базе психиатрических и неврологических клиник);
  • 7-й вид – в таких школах учатся дети, у которых поставлен диагноз ЗПР; данная категория школьников имеет слабую память, рассеянность, эмоциональную неустойчивость (на занятия ученики активизируют познавательную деятельность, формируют умения и навыки учебной деятельности);
  • 8-й вид – здесь проходят обучение умственно отсталые дети, и основная цель подобных заведений – научить школьников читать, писать, считать, ориентироваться в различных социальных условиях (на базе школ восьмого вида созданы слесарные, швейные, столярные, переплетные мастерские, куда приходят ученики для освоения профессии, чтобы иметь возможность зарабатывать на самое необходимое).

Что касается 8-го вида, то дорога к получению высшего образования закрыта для таких ребят. Окончив коррекционную школу, выпускникам выдается справка о прослушивании программы 10-летки.

ПРОГРАММА «ВИВАТ ПАПЕРКЛЕЙ!»

МАСТЕР-КЛАСС «СОЗДАНИЕ КУКЛЫ БЕЗ ПОДСТАВКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ МАССЫ» (самозастывающей)

Преподаватель: Ольга Егупец

Продолжительность: 18 часов

Стоимость: 13 900 руб.

МАСТЕР-КЛАСС «ВЕСЕЛЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Преподаватель: Ольга Егупец

Продолжительность: 12 часов

Стоимость: 

МАСТЕР-КЛАСС «СНЕГУРОЧКА» (статичная кукла из самозастывающих масс)

Преподаватель: Ирина Линькова (Горюнова)

Продолжительность: 12 часов. 

Стоимость: 

МАСТЕР-КЛАСС «РЫЖЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (кукла с подвижными соединениями из самозастывающих масс)

Преподаватель: Ирина Линькова (Горюнова)

Продолжительность: 18 часов. 

Стоимость: 

МАСТЕР-КЛАСС «СОЗДАНИЕ КУКЛЫ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ МАССЫ» (самозастывающей)

Преподаватель: Наталья Ерошенко

Продолжительность: 24 часа

Стоимость: 12 000 руб.

Миллиард под коррекцию

В пресс-службе Минпросвещения рассказали, что в настоящий момент в России открыто более 1,5 тысячи спецшкол для детей с особенностями обучения, при этом каждая четвертая школа считается инклюзивной.

«За последние два года в стране не закрыта ни одна коррекционная школа… Уровень достижений российской дефектологии позволяет полноценно учить детей с ограниченными возможностями здоровья», — цитирует главу ведомства «РИА Новости».

Обновление спецшкол происходит в рамках нацпроекта «Образование», в рамках которого в 2019 году почти 200 российских спецшкол получили финансирование из федерального бюджета. Всего на финансирование почти 800 коррекционных школ выделяется ежегодно по миллиарду рублей.

О1

Специализированная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения в Волгограде

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Тем не менее родители детей с инвалидностью жалуются на закрытие и укрупнение спецшкол. Помимо этого, общеобразовательные школы стали чаще переводить таких учеников на надомное обучение, аргументируя это тем, что учебное заведение не готово предоставить возможности для очного обучения. Из коррекционных школ, где обучаются дети с тяжелейшими диагнозами, убрали медицинский персонал, рассказала «Известиям» заместитель председателя Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) Ева Стюарт.

— Когда общеобразовательные школы понимают, что не могут обеспечить ребенка с инвалидностью обучением, его переводят на надомное. В лучшем случае он будет посещать уроки 1–2 раза в неделю. Но мы все понимаем, что детям нужна социализация и постоянно сидеть в четырех стенах совсем им не на пользу. Очень много случаев, когда школа буквально выдавливает детей на надомное обучение, а потом хвастается отчетностью, что у них инклюзия. Это лукавство и подмена понятий. Школа получает увеличенное финансирование, а по факту ребенок сидит дома, — отметила Стюарт.

По ее словам, несмотря на попытки повсеместного введения инклюзивного образования, эта модель подходит далеко не всем детям. Для учащихся со множественными сочетанными патологиями обучение в обычной школе может быть не просто бесполезным, но и губительным. Связано это прежде всего со сложностью в обучении и подборе квалифицированного персонала — тьюторов и социальных помощников.

О2

Дети на уроке русского языка с использованием ноутбуков и клавиатур для людей с нарушенной координацией движений в школе Новоуральска

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

— Как это ни парадоксально, при всеобщем одобрении инклюзии я считаю, что коррекционные школы нужны. Тяжесть некоторых детей бывает настолько серьезной, что не допускает обучения в обычном классе. Это наносит вред и самому ребенку, и всем обучающимся в классе. Это постоянный стресс для педагогов. Но право выбора должно быть у родителей. Только они могут оценить потенциал своего ребенка. Ничего плохого в коррекционных школах нет, модная инклюзия не подходит всем детям, — добавила зампредседателя МГАРДИ.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

КУРС «МНОГОЛИКИЙ ТЕКСТИЛЬ»

Ведущий преподаватель Наталия Юркевич.

Описание. Текстиль – один из самых древних материалов для творчества и в наше время остается доступным и вариативным средством для создания художественных объектов, в том числе кукол.

Содержание курса:

  • Знакомство с куклой в стиле «Тильда»

  • Кукла-игрушка «примитив»

  • Кукла в стиле «тыквоголовка «. «Чердачная»

  • Текстильная игрушка в стиле «Кимекоми»

  • Кукла-«тыквоголовка» четырехклинная

  • Кукла шарнирная, грунтованная

  • Куклы в технике грунтованного текстиля. Приглашенный преподаватель Елена Брызгалова Санчес Ривера

  • «Скульптурный текстиль» — формирование лица путём «утяжки»

  • Текстильная кукла методом «валяния»

Приглашенный преподаватель Елена Брызгалова Санчес Ривера даст 4 занятия по технике «Грунтованный текстиль»

Продолжительность: 10 месяцев

Время: по субботам с 16:30 до 19:30

Порядок оплаты: 6 000 руб./мес.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

КУКЛЫ В СТИЛЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМА

«Куклы в стиле гиперреализма из полимерной массы (цернит) ростом 70-75 см»

Преподаватель: Алёна Абрамова

Описание. На мастер-классе вы создадите куклу ростом 70-75 см в стиле гиперреализма. Изучите пропорции тела, головы и лица человека, возрастные особенности мимики лица. Слепите голову, ноги, руки куклы. Изготовите проволочный каркас по эскизу и придадите ему формы тела при помощи обмотки вспомогательными материалами. Распишите лицо куклы, руки, ноги, вставите глаза, приклеите волосы и ресницы. Запекать готовые части куклы будете в аудитории на занятиях.

Продолжительность: 40-45 часов

Стоимость: 

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня… сейчас… еще один урок…») переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа… Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector