Дефекты речи и способы борьбы с ними

Симптомы двоения в глазах

Двойные изображения могут появляться рядом или наслаиваться друг на друга. Двоение может изменяться в зависимости от взгляда или наклона головы, при повороте в сторону. По характеру зрения диплопия бывает двух видов :

Монокулярная. Двоение сохраняется когда закрывается здоровый глаз.

Бинокулярная. При закрывании одного из глаз двоение пропадает.Двоение появляется только когда человек смотрит двумя глазами. При этом изображение двоиться либо по вертикали (вертикальное двоение) , либо по горизонтали (горизонтальное двоение).

Физиологическая. В норме при бинокулярном зрении( зрении двумя глазами) не двоится только тот предмет на котором сфокусирован взгляд. Предмет, который расположен дальше или ближе точки фиксации взгляда может двоится. Мозг обычно подавляет эти двойные изображения и мы их не замечаем. Однако дети могут иногда это замечать и жаловаться на двоение в глазах.

Существует множество причин двоения в глазах, начиная от самых незначительных, заканчивая очень серьезными, угрожающими жизни человека.

Причины двоения в одном глазу (монокулярная диплопия)

Проблемы в роговице глаза

2.Катаракта. В некоторых случаях помутнения в хрусталике может вызывать появление двоения в глазах, особенно заметным при чтении

3.Астигматизм. Может приводить к развитию двоения в глазах.

4.Сухость роговицы. Пересыхание роговицы иногда приводит к развитию двоения в глазах. Лечение направлено на применение увлажняющих капель.

5.Вывих хрусталика. Вывих хрусталика со своего места приводит к зрительным искажениям и двоению в глазах. Необходимо хирургическое лечение.

Причины двоения в обоих глазах (бинокулярная диплопия)

1. Косоглазие сопровождается симптомом двоения изображения, потому что зрительные оси не фокусируются на рассматриваемом предмете, т.е. глаза смотрят в разных направлениях.

2.     Заболевание щитовидной железы. Патология щитовидной железы приводит к ослаблению внешних двигательных мышц глаза.

3.Гипертоническая болезнь и другие сосудистые проблемы. Двоение в глазах и головокружение нередкий симптом при нарушениях мозгового кровообращения (инсультах).

Сахарный диабет

5.Миастения — это аутоиммунное нервно-мышечное заболевание, при котором мышцы, в том числе и глазные, становятся слабыми и истощенными.

6.Рассеянный склероз — заболевание центральной нервной системы (ЦНС), при котором клетки головного и спинного мозга подвергается нападению собственной иммунной системы человека. Вот почему Рассеянный склероз известен как аутоиммунное заболевание.

7.Аневризма — возникает, когда часть кровеносного сосуда (артерии) расслаивается. В том случае, если аневризма расположена в головном мозге, двоение в глазах может стать одним из симптомов этой болезни.

8.Травмы — ушибы головы (чмт) могут иногда привести к повреждению мышц в орбите (глазнице), или повреждению нервов, которые контролируют движения глаз. Поэтому нередко двоение в глазах возникает после травмы головы.

Временное двоение в глазах может быть вызвано:

●Сильным сотрясением мозга

●Приемом некоторых лекарственных препаратов (антиэпилептических, противосудорожных)

●зрительной усталостью или переутомлением

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При поражении

премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная

организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В

случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются,

при сохранности отдельных движений возникают двигательные персервации. При

нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персервации,

длительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы

утрачивают плавность, «динамическую» или «кинестатическую» сменяемость одного

движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких

пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года»

среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью

речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам

и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного

артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают

полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Звуковая

структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается,

но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной.

Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной

моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение

чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или

фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв

из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах

восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин

выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие

род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

Расстройство экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи — еще один речевой дефект, который проявляется в недостаточном использовании выразительных средств. При этом пациенты способны связно выражать свои мысли и хорошо понимают смысл чужой речи.

Люди, имеющие данное нарушение речи, отличаются низкой речевой активностью, часто неправильно употребляют падежи, а словарный запас у них очень скуден. Они затрудняются с выбором подходящей лексики, а потому используют шаблонные слова и заготовки фраз.

Как правило, это нарушение диагностируют в дошкольном возрасте. Корректировать его можно с помощью психотерапевта и логопеда. Иногда назначают также медикаментозное лечение.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог, диетолог.

Общий стаж: 20 лет.

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая

афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга

— теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу

амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова,

обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая

афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией,

апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется понимание

элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в

лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны вернуться домой». Такие

фразы могут состоять из 7-11 элементов и быть свободно поняты больными с этой

формой афазии.

Больные хорошо

понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или

ложку справа вилки, но не могут расположить три предмета. Больные не могут

ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже

Васи».

Трудности

возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических

словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» — «отец

брата» и т.д.

Больные

затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих

причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и

причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова,

не обнаруживается в них переносный смысл.

Экспрессивная

речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует

выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных

лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность

лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных

оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая

интонация в речи отсутствует.

Письменная

речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало

сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление

прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные

путают направление действий при решении многозначных арифметических

примеров, они испытывают определенные

арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом

записывают со слуха многозначные числа.

Детский аутизм

При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

Где искать помощи в исправлении речи?

В наше время исправить речь несложно. Но не рекомендуется заниматься коррекцией собственной речи без помощи специалиста:

  • Во-первых, даже прослушивание собственных аудиозаписей не укажет на все имеющиеся ошибки.
  • Во-вторых, специалист может подсказать не только, что именно надо лечить, но и как это сделать максимально эффективно.
  • В-третьих, специалист обладает широким арсеналом методик, о которых пациент может не знать, а также богатым опытом решения различных речевых проблем.

Поэтому необходимо обратиться к логопеду, но возможно придется также пройти обследование у невролога и других врачей. Услуги логопедии в крупных городах оказывает множество клиник и частных специалистов.

Стоимость занятия у логопеда для взрослого человека в Москве начинается от 1000 рублей за 1 сеанс и меняется в зависимости от сложности поставленной перед врачом задачи, а также применения дополнительных методик. Например, за лечение заикания или борьбу с акцентом придется заплатить уже от 1,5 тысяч рублей за 1 занятие. Лечение постинсультной афазии — от 1,3 тысяч рублей и т. д. Занятия на дому будут дороже — в среднем, рублей на 300. Наконец, существуют онлайн-занятия, стоимость которых варьирует от 1,2 до 1,5 тысяч рублей.

Пройдите тестУверены ли вы в себе?
Этот тест поможет определить насколько вы уверены в своих силах и возможностях.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

Филипп Бледный (Вениамин Васильев)

Этиология

Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Обычно полагают, что простая задержка развития или задержка в созревании неврологических процессов, а не органическая дисфункция лежит в основе нарушения речи.

Непропорционально высокий уровень расстройств артикуляции обнаружен среди детей из больших семей и низких социоэкономических классов, что может указывать на одну из возможных причин — неправильная речь дома, и подкрепление недостатка со стороны этих семей.

Конституциональные факторы больше, чем факторы окружающей среды оказывают влияние на то, что ребенок будет или не будет страдать расстройством артикуляции. Высокий процент детей с этим расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, может указывать на наличие генетического компонента. Как было показано, плохая моторная координация, слабая латерализация и право- или леворукость не имеют отношения к расстройству развития артикуляции.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Данная афазия

возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи,

полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И

для динамической афазии характерен

основной речевой дефект — это трудность, а иногда и полная невозможность

активного развертывания высказывания. Можно сказать, что в основе динамической

афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания,

проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.

В основе при

динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При

пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой

фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Могут

наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при

воспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, и.т.д. Подсказ

первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность

протекания речевого поиска слов. Испытываются значительные трудности при

задании произвести обратный порядковый счет. Например, от десяти к одному.

Для

динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при

динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается

решение арифметических задач, требующих построение плана действий.

Органические поражения

двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК

(ишемический инсульт, кровоизлияние) способствуют не только нарушению речи в

виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

В сериале

Дефектолог и логопед

Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование, профиль которого подразумевает работу с физическими и психическими отклонениями у детей. Дефектолог занимается с детьми, страдающими недугами центральной нервной системы или имеющими нарушения слуха. Специальное дефектологическое образование включает основы психологии, педагогики (сурдопедагогика и олигофренопедагогика), психиатрии, неврологии.

Логопед занимается с детьми, развитие которых протекает нормально без отклонений в умственном развитии и функционировании ЦНС. Программа работы и профиль логопеда нацелены на постановку правильного произношения звуков, слогов, слов.

Чем отличается логопед от дефектолога:

  • Логопед работает с малышами от трёх лет, дефектолог – в возрасте от одного года.
  • Логопед исправляет речь, дефектолог – корректирует отставание развития и помогает познавать окружающий мир.
  • Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование и широкий профиль. Логопед имеет узкоспециализированный профиль.

Специальное дефектологическое образование можно получить, окончив Институт дефектологии и медицинской психологии в Москве. Институт также проводит курсы повышения квалификации.

Речевая культура в профессии дефектолога имеет немаловажное значение, так как разработанный курс обучения и коррекции детей должен быть высокоэффективным. Для этого нужно обратиться к разным понятиям: речевая культура, оптимизация взаимодействия, культура общения, культура поведения, культура взаимодействия

Налаживание контакта с малышами требует навыка хорошего слушателя и умения говорить. Профиль специалиста требует правильного, последовательного и логичного изложения мыслей, умения вызвать у ребёнка симпатию к себе, для того чтобы влиять на него.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения

Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия

Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

Дополнительно статьи на данную тему:

Синусит (воспаление околоносовых пазух)

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Традиционные методы коррекции

Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией.  Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
  3. Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
  4. Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.

В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.

Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия

Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения

Они должны представлять себя нормально говорящими.

После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой

Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение

В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector