Правила деления слов на слоги

Содержание:

Как тренировать ребенка

Итак, дошкольник научился читать

Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух

Чтение слоговых таблиц

Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:

Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.

Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.

Волна

Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.

Чтение отрывками

Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.

Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).

Пересказ прочитанного текста

Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку

7 советов по организации занятий:

Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
Играйте в игры со слогами.
Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
Изучайте слоги последовательно

Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:

Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».
Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения

Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Чтобы научиться читать, нужно:

  • знать все буквы и соответствующие им звуки;
  • знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
  • знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
  • научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как )

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные  в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Примеры

1. соло­вьи­ный

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:

со-ловь-и-ный

В этом сло­ве два сло­га откры­тые, а тре­тий и чет­вер­тый слог закры­ва­ют соот­вет­ствен­но звон­кий соглас­ный «в» и непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя способами:

  • со-ловьиный
  • соловь-иный
  • соловьи-ный

2. уча­стие

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:

у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:

уча-стие

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Что такое слог?

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.

Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.

Сколько слогов в слове?

В русском языке слогообразующую функцию выполняют гласные звуки. Поэтому в слове всегда столько же слогов, сколько и гласных.

Хотя в некоторых словах можно наблюдать интересное явление: при звуках Р и Л есть как бы небольшой призвук, и слово произносится так, как будто там есть еще один слог ( – театр); в старославянском языке эти звуки могли образовывать слог, но теперь такие слоги «не считаются».

Слог – это группа звуков, которая произносится слитно, на одном толчке воздуха. Иногда советуют взять зажженную свечу и произнести рядом с ней слово. Сколько раз пламя дрогнет, столько в слове слогов.

Результаты этого опыта не всегда точны: например, в слове «ау» два слога, а пламя вздрагивает лишь один раз.

Поэтому лучше все-таки ориентироваться не по пламени и не по произношению, а по количеству гласных в слове.

Что должен знать ребенок для обучения

Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:

  • уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
  • знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
  • бегло считать в пределах 5, а то и больше;
  • иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».

Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.

Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?

При обучении слогоделения малышу нужно напомнить  основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.

Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.

Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Уроки грамоты и обучение чтению

На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев

Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:

а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.

Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.

Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради

Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника

В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии

Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш

Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи

Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства

Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.

Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Бесплатные игры
    обучающие чтению
  • Развивающие для детей
    онлайн
  • Игры онлайн детям 4 года
  • Смотреть онлайн когда
    ждешь ребенка
  • Игры детские бесплатно
  • Детские игры

Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

Разбор слова по слогам

Существует несколько фонологических школ, и делить слова на слоги они предлагают немного по-разному. Мы остановимся на варианте, который обычно предлагается в школьных учебниках. Это деление по принципу восходящей звучности.

Смысл этой методики в том, что последний звук слога должен быть максимально звучным, а именно гласным. То есть все слоги должны быть открытые.

Различают слоги:

  • открытые – оканчивающиеся на гласный;
  • закрытые – оканчивающиеся на согласный;
  • прикрытые – начинающиеся на согласный;
  • неприкрытые – начинающиеся на гласный.

Однако есть исключение. Если за гласным идет сонорный (), а затем шумный (не сонорный согласный), то слогораздел проходит после сонорного.

Примеры: а – стра, но ар – ка.

На схеме разбор слова по слогам можно показать так: СГ – СГ или СГСонорный – СГ, где С – любой согласный, Сонорный – сонорный согласный, Г – гласный.

Если обобщить правило более доходчиво:

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.

Еще момент

При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»

Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ты видишь слово на доске,

Разбитое на слоги,

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

Чтоб быстрей и лучше было,

Мы читаем по слогам:

Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,

А потом он мылся сам.

Чтобы слоги подсчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной связан слог,

Вот и весь о них урок.

(На доске записаны слова.)

Работа, машина, улица, дом, бабушка.

— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из одного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?, дом — состоит из одного слога.}

— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?

— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О делении слов на слоги.)

Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 34)

— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?

— Когда мы используем считалки?

— Выполните задание в парах.

— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.

Упр. 6 (с. 34)

— Рассмотрите рисунки.

— Какие предметы изображены? Назовите их.

— Разделите слова на слоги.

— Выполните задания.

2. Словарная работа

— Отгадайте загадки.

1) Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)

2) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лисица.)

(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

— Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лисица.

— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.

— Составьте с этим словом предложение.

IV. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 7 (с. 35)

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?

— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)

— Обоснуйте свой ответ.

— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.

(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 17)

— Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Какие скороговорки вам удалось составить? (Сшила Саша шапку Саше. Милу мама мыла мылом.)

— Произнесите скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп.

Упр. 4 (с. 17)

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 на с. 13; СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 18).)

VI. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 35). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Как вы справились с заданием?

— Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались сегодня на уроке?

— Как правильно разделить слова на слоги?

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Зачем ребенку нужно учиться разделять слова на слоги

Такие школьные предметы, как родной язык и литературное чтение, неразрывно связаны между собой. Их изучение постепенно развивает навыки ученика: расширяет его словарный запас, дает возможность научиться грамотно писать, понятно излагать свои мысли, быстро читать текст и хорошо усваивать суть прочитанного. Конечно, процесс обучения занимает немало времени и предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Так, когда ребята уже научились писать буквы и читать побуквенно, им предстоит освоить и послоговое чтение

Многие недооценивают важность этого этапа обучения, считая его всего лишь еще одной ступенью к пословному и фразовому воспроизведению текста. Но на самом деле умение делить предложенные слова на слоги существенно влияет не только на скорость чтения, но и на грамотность детей

Когда малыши записывают текст, они проговаривают его про себя, чтобы не допускать ошибок. Но проговаривание по буквам – это слишком долгий и трудоемкий процесс, который больше путает ученика, чем помогает ему писать грамотно. Поэтому педагоги начальной школы рекомендуют именно послоговое повторение. 

Также умение разбивать на слоги необходимо для переноса на следующую строку, проведения звукобуквенного анализа, увеличения скорости воспроизведения текста. Все это делает данный этап одним из важнейших периодов обучения грамоте. Но почему же он так часто вызывает сложности у первоклассников?

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают

Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Деление на слоги и деление для переноса

Разбор слова по слогам и деление для переноса – разные вещи. Переносится слово по преимуществу по морфемам; если есть удвоенные, одна буква остается на строке, а вторая переносится. При делении на слоги удвоенные неизменно оказываются в одном слоге. При переносе надо только следить за тем, чтобы не оставить и не перенести меньше слога или всего одну букву.

Приведем пример.

Деление на слоги: бе – ссо- нный; а – ка – ци – я

Деление для переноса: бес – сон – ный; ака – ция.

Что мы узнали?

Деление на слоги и деление для переноса – разные вещи. Принято делить на слоги так, чтобы последний звук в слоге был гласный или сонорный согласный (в том случае, если за сонорной следует другая согласная). Если в слове есть удвоенные согласные, они всегда оказываются в одном слоге.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Найдите ошибочное утверждение

    • В слове может быть один слог.
    • В каждом слоге только один гласный.
    • В каждом слоге только один согласный
    • Слог может состоять из одного звука.

Начать тест(новая вкладка)

Примеры

1. соло­вьи­ный

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

2. уча­стие

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector