Конспект нод по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «городецкая роспись»
Содержание:
Ход ОДД:
Вводная часть
Чтение стихотворения:
Нарисуем мы цветы,
Небывалой красоты
И «розаны» и «бутоны».
Что бы ожили цветы,
Нарисуй оживку ты.
Да добавь еще листочки
Ведь без листьев нет цветочка.
Вот тогда-то Городец
Ты не спутаешь вовек.
— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?
— Кто знаком с городецкой росписью?
Основная часть
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 5)
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).
В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)
шкатулки, чашки (слайд 9)
разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 13,14).
— Элементы городецкой росписи:
— бутон;
— розан;
— купавка или роза;
— ромашка.
(слайд 15).
— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.
Практическая работа.
Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Фрагменты конспекта открытого занятия по росписи в старшей группе — таблица
Автор и название темы | Название части занятия | Ход работы |
Лапёхина Татьяна,«Городецкая роспись» | Организационный момент | <…Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись? …><…Ребята, а вы знаете, почему она так называется? |
Основная часть.Изложение новой темы | Воспитатель: На берегу Волги раскинулся древний город Городец — древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Также рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения — это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика. Фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь-качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места. | |
Практическая работа | На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется «подмалёвок» (изображение голубого круга в центре листа, 2 этап называется «оттенёвка» (синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3 этап называется «оживка» (белой и чёрной краской выполнены завитки, точки).У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.). Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттенёвку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки друг напротив друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путём примакивания кисти).Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физминутку или гимнастику для глаз.Заключительный этап – «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. | |
Итог | Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.Выставка детских работ…> | |
Цит. по: | http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-po-teme-gorodeckaja-rospis.html |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?
Дети: страх,тоску,грусть…
Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …
Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Дети: в музее.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?
2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?
Дети: разделочная доска.
Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: По каким элементам вы догадались?
Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.
Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
Чтение стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.
Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.
Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.
Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
Ход занятия:
Ребята послушайте стихотворение:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Наша страна Россия богата народными умельцами. Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки — называя эти элементы.)
Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.
Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.
А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют,педагог читает стихотворения:
Городецкая
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец,
Славится по всей России
Своей росписью творец
Распускаются букеты
Ярко красками горя
Чудо птицы там порхают
Будто в сказку нас зовя
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука
Чудо птицы там порхают,
И кувшинки расцветают
Будто в сказку нас зовя.
Была доска не крашенной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца досточка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек,
Украшена по краю
Вот барыня – красавица
Понравилась лихому молодцу,
Идут они гуляют по Городцу
После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа,и провести физкультурную минутку:
Наши маленькие ножки шли по ровненькой дорожке, (шагаем)
Руки тоже помогали, все махали и махали, (машем руками)
Хлынул ливень, (хлопаем по коленям)
Грянул гром (топаем)
Мы на цыпочках пойдем (идем на носочках)
Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.
После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).
— Оживки рисуют кончиком кисти
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.
— Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)- Молодцы, дети, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
Сюжетная роспись
Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.
Всадник символизирует жениха в городецкой росписи
Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто
Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка
Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.
Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.
Фотогалерея: примеры детских работ
Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу
Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу
Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки
Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды
Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой
Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Цветочные композиции получились яркими и сочными
Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно
Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно
Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.
Основные приемы техники
Выделяют три этапа техники рисования картинок в городецкой росписи. Подготавливают основу из дерева, покрывают желтым цветом, реже красным или черным. На ней карандашом мастер намечает расположение главных элементов и их размер. Художники с опытом рисуют красками без эскиза.
Далее, одним движением широкой кисти, рисуют круг, выделяя основные части композиции, например основу цветка. Этот этап получил название «подмалевка». Для рисования узора применяют краски розового, голубого, или синего цвета. Также используют желтый, красный, бордовый, черный.
Название второго этапа городецкой росписи – «теневка», говорит само за себя. Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали:
- линии одежды;
- лепестки-скобки;
- прожилки у листика.
На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа – «оживка». Рисуют белыми и черными красками.
Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.
Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы:
- розан (самый крупный цветок круглой формы);
- бутон (маленький розан);
- роза (дополненный бутон);
- купавка (центр цветка находится правее или левее от центра);
- ромашка (много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом).
Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» – тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» – наносят много точек, капелек, штрихов.
Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки – рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки – чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. «Оживка» делается белой краской, обязательно прорисовываются все элементы внутренней части узора.
Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. «Теневку» в этом случае делать не обязательно, можно сразу перейти к «оживке» с помощью белой или черной краски. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями.
Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр. От него к краям прорисовываются каплевидные штрихи. Далее идет «оживка» лепестков белой краской.
Кроме цветов, на городецких работах всегда много листиков, разных по размеру, форме. Они располагаются группами по несколько штук. Форма самого простого листа напоминает семечку тыквы.
Городецкая роспись – один из ярких художественных промыслов. Несмотря на то, что в начале XX века он почти перестал существовать, талантливые мастера и художники смогли сохранить традиции городецкого стиля. Во многих странах мира посетители музеев и выставок могут лицезреть на расписанных предметах животных, птиц, цветы, а также целые сюжеты, отображающие жизнь крестьян. Сейчас это искусство является национальной гордостью.
Также рекомендуем посмотреть видео по нашей теме.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
- https://womanadvice.ru/gorodeckaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-osnovnye-elementy-i-cveta-kakie-est-vidy
- http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3566/Роспись%20по%20дереву%20Чайка%20Н.М..pdf
Ход деятельности:
Дети входят в группу под музыку (русская народная, садятся на стульчики.
Просмотр театрализованного представления.
Воспитатель: Послушайте сказку.
Жила — была в одном селе девушка по имени Марья.И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали ее за это Марья — Искусница.
Прослышал о Марьи Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. Марья — Искусница превратилась в красивую Жар Птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (показ слайда №1, №2). Дымковские мастера делали игрушки из глины.
Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. (слайд №3, №4) Очень весело и интересно стало жителям. Стали они делать игрушки из глины, свистульки.
А еще одно перышко упало в древний город Городец. (слайд №5, №6)
И зародилась там.? Как называлась роспись по дереву в городе Городец? (ответы детей).
Рассматривание изделий.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько изделий расписанных городецкой росписью.
— Это городецкая роспись, как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца
Чудо роспись Городца.
— Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (розан, купавка, бутон, листья).
— Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы.)
— Какие цвета используются в росписи? (красный,синий, зеленый, белый, черный.)
— Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляет, освежает рисунок.
Практическая часть.
Дети я предлагаю вам побыть городецкими мастерами и расписать посуду. Приглашаю вас пройти в мастерскую. (дети садятся на свои места). Мастера очень серьезно относились к своей работе, не мешали друг другу и выполняли работу аккуратно. (во время работы звучит музыка)
1. Мы должны составить композицию.
Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие.
2. Делаем подмалевок для «купавок» и «бутонов»
(обращаем внимание детей на схему поэтапного рисования «купавок»)
— Какие используем цвета для подмалевка? (розовый, голубой).
— Как их получить (ответы детей, смешивание красок на палитре)
Физминутка
Дадим нашим подмалевкам подсохнуть. А сами немного отдохнем
Распускают лепестки
Наши алые цветы. (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (встряхивают кистями рук)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (сцепляют руки над головой)
Головой качают,
Тихо засыпают. (приседают)
3. Далее прорисовываем цветы.
-Что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветы?
Какую краску используем? (красную, синюю)
4. Рисуем листья.
5. Наносим «оживку»
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь,напоминая правила:
Краску лишнюю на кисти
Очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
Кисть промой водою чистой,
О салфетку промокни,
Новой краски набери.
Выставка работ
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить свои работы.
— Мастера и мастерицы посмотрите, что у нас получилось.
Отметить детей, которые составили свою композицию, аккуратность в работе. Тактично указать на недочеты в работе.
Подведение итогов
— Ребята, какими мастерами мы сегодня были? (городецкими мастерами). (Дети читают стихи)
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует — Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы-
Это все для красоты.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это все для Городца.
Схемы работы над городецкими узорами
На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.
«Бутон»
Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.
Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи
- Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
- Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
- Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
- Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.
В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.
«Ромашка и купавка»
Инструкция:
- Сначала работаем с ромашками.
- Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
- Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
- Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
- Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
- Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
- Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
-
Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.
«Розан»
Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:
- Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
- Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
- Соединяем их штрихами.
- Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
- В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
-
На листьях проводим линии-прожилки.
Начало изображения
Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов
Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка
Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.
Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.
Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.
- Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
- Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.
Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку
Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок
Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.
При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.
Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.
Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.