Семейное или заочное образование

Содержание:

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Минусы семейного образования

  • Вся школьная социализация будет виртуальной;
  • Многим тяжело сосредоточиться и самостоятельно распределять свое время;
  • Иногда у ребенка может возникать чувство отчуждения, оторванности от школьной жизни;
  • Если не разовьются хорошие навыки самоорганизации, могут возникнуть трудности с аттестацией, обучением в ВУЗе в будущем.

У семейного образования, как и у любой формы обучения, есть свои сильные и слабые стороны, поэтому однозначно советовать или отговаривать от такого формата не стоит. Помните, что даже, если вы ошиблись с выбором, всегда можно вернуться в школу, а новый опыт может оказаться полезным вашему ребенку.

  • Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  • Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Эти дети хотят мира, а не войны


Дети на хоумскулинге добрее, потому что им не надо защищаться.

VOX: А как быть с такими категориями, как предательство, прощение, первая влюбленность? Это ведь тоже дети постигают в обществе?

Роза:

— Наши дети ходят в кружки и спортивные секции. Там у них есть социум, и он дружелюбный. Я часто думаю: где мы, взрослые, регулярно находимся в обществе, в котором нас унижают, подавляют, прессуют? Ответ: нигде. А в школе ребенок не имеет права выйти из среды, даже если ему в ней неуютно, даже если в нем не видят личность.

Вера:

— Социализация может быть разной. В классе, где душно и буллинг, где система требует подчиняться, ребенок начнет выживать и усвоит, что вот именно это и есть жизнь. Или он идет в общество, где люди уважают друг друга, занимаются общим интересным делом. В этом тоже социализация.

VOX: Нет ощущения, что вы создаете для своих детей какое-то «парниковое» общество?

Марина:

— Нужно дать им возможность окрепнуть как личность, тогда они смогут противостоять напастям этого мира. Когда ребенок не надломлен, когда нет установки, что взрослому нельзя дать отпор, тогда у ребенка не будет каких-то ложных идеалов. Человек успеет сформировать крепкий и здоровый стержень и будет сам выбирать себе кумиров. Дети на хоумскулинге добрее, потому что им не надо защищаться.

Вера:

— Мы получаем социальные контакты в группах, где все объединены общими интересами. А не в школе, где иногда надо прятаться в углу, чтобы тебя не затоптали на перемене, или затаиться на уроке, чтобы не спросили. В семейных, домашних школах дети имеют возможность обмениваться мнениями друг с другом и делать какие-то совместные проекты. Здесь идет дискуссия, самовыражение — это больше похоже на здоровое общество, чем школа.

Эля:

— Понятно, что это не та социализация, которая есть в школе, где у них каждый день общение с большим количеством детей. Но, например, мой сын ходит на карате и ездит со своей командой на сборы, и там тоже есть субординация и командный дух. Мы посещаем конференции, олимпиады, устраиваем походы, при правильно организованном досуге всегда рядом дети друзей. В любом случае, из интроверта экстраверта не сделаешь: кому-то подходит домашнее обучение, кому-то — нет. Детям с явными лидерскими качествами трудно будет без такого социума, как в школе. В общем, не всем детям и не всем родителям подходит хоумскулинг. Надо взвешивать и выбирать.

Подписать специальный контракт со школой

В него должны быть внесены сведения о необходимых консультациях, правилах совместной работы родителей, школы и ребенка, а также все данные о различных необходимых контрольных и экзаменах ученика.

Приложение: учебный план

Примерный учебный план выглядит так (здесь указано все необходимое):

Составить такой документ для ученика, находящегося на семейной форме обучения — очень предусмотрительно. Это намного облегчает сам процесс познания, и дает понять, на каком этапе находится ваш ребенок в данный момент. Много ли материала нужно усвоить да начала аттестации.

Учебный план составляется администрацией школы. Но из-за загруженности и не особой заинтересованности, этот процесс может затянуться. Если есть желание ускорить процесс, самостоятельно подготовьте такой план и принесите на проверку и доработку в администрацию.

Приложение: график аттестации

Примерный график можете посмотреть здесь, педагоги учебного заведения составят вам такой график.

Различают следующие: текущая, промежуточная, а также итоговая.

Текущая проверка знаний учеников, получающих указанное образование, может не проводиться.

Пройти промежуточную или государственную аттестацию ребенок, учащийся в 9 и 11 классах может на основании поданного заявления от родителей, в таком случае он оформляется экстерном.

Написать заявление о прохождении аттестации законные представители, или родители учеников имеют право по своему усмотрению:

• прямо перед прохождением экзаменов;

• по окончании учебного года;

• единый раз за время всего обучения — перед итоговой аттестацией.

Если подать заявление прямо перед проведением промежуточной аттестации или по окончанию учебного года, тогда в остальное время ученик не числиться в школе.

При написании заявления в начале учебного периода, ребенок имеет право пользоваться учебниками в библиотеке школы, справки о прохождении обучения, и выплаты, если таковые предусмотрены муниципальными органами власти.

В таком случае проведение промежуточной формы для учеников семейного обучения включается в муниципальное задание, и учебное заведение получит на это финансирование.

При сдаче экстерном и получения на ней неудовлетворительной оценки, и имея академическую задолженность, не пытается ликвидировать ее, то его обучение будет продолжено в образовательном заведении.

Много хоумскулеров предпочитают постоянно проходить промежуточный контроль знаний. Ведь так гораздо легче следить за успеваемостью, а ученик получает необходимый опыт сдачи экзаменов.

Чтобы проводить контрольные проверки ученика по форме семейного обучения надо прикрепиться к лицензированному и аккредитованному учебному заведению. Однако не спешите делать свой выбор. Необходимо внимательно изучить, регламентацию процесса и частоты контроля во многом зависит от локальных документов каждой школы.

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.   К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения

Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

Как работает семейное образование и сколько это стоит

Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители. 

1. Учить детей в интернет-школе

Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон. 

2. Нанимать репетиторов по каждому предмету

Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев. 

На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.

Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.  

Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко. 

3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн

Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10–15 детей. Стоимость такого класса — 7000–18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.  

Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.

4. Лично объяснять ребёнку школьную программу

Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.  

Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.  

Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов 

С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300–700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000–5000₽. 

Сильные преподаватели из МГУ, ВШЭ и МФТИ

Мы отбираем преподавателей из лучших вузов страны со средним стажем работы 15 лет. Занятия проходят в атмосфере дружбы и взаимного уважения.

Математика

Максим Голубев

Кандидат физико-математических наук

Старший преподаватель кафедры высшей математики МФТИ

Преподаватель олимпиадных школ МФТИ

Автор научных публикаций

Физика

Елена Алексеева

Обладатель почётной грамоты Министерства образования МО

Методист курсов по физике

Опыт преподавания — 24 года

Познакомиться с преподавателями

Русский язык

Елена Шкляева 

Кандидат филологических наук

Учитель высшей категории, опыт преподавания: 33 года

Эксперт ЕГЭ по русскому языку

Автор учебно-методических пособий

Познакомиться с преподавателями

Английский язык

Ольга Зуева 

Обладатель CPE Кембриджского университета

Академический директор курсов английского языка центра онлайн-обучения «Фоксфорд»

Преподаватель английского языка как родного Международной школы Герценовского университета

Познакомиться с преподавателями

Биология

Надежда Левина 

Преподаватель и репетитор по биологии

Участник научных экспедиций

Разработчик материалов по методике преподавания биологии

Познакомиться с преподавателями

Химия

Призёр олимпиады «Ломоносов» по химии, призёр олимпиады СПбГУ

Познакомиться с преподавателями

Информатика

Тимофей Хирьянов 

Преподаватель кафедры информатики МФТИ

Эксперт ЕГЭ

Разработчик в Parallels и Samsung Electronics

Познакомиться с преподавателями

Обществознание

Ольга Малова

Аспирант философского факультета МГУ

Участник XVIII, XIX, XXIII Международных конференций «Ломоносов»

Преподаватель курсов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Познакомиться с преподавателями

История

Елена Дорджиева

Доктор исторических наук

Стаж педагогической деятельности — с 1994 года

Автор научных и учебно-методических работ

Познакомиться с преподавателями

История

Кирилл Шенюк

Учитель высшей категории

Учитель географии в школе № 2123

Опыт преподавания — 6 лет

Познакомиться с преподавателями

История

Ольга Евсеева

Преподаватель русского языка и литературы

Разработчик сценариев, преподаватель по журналистике

Автор научных публикаций

Познакомиться с преподавателями

Математика

Физика

Русский язык

Английский язык

Биология

Химия

Информатика

Обществознание

История

География

Литература

Аттестат московской школы

  • Не во всех онлайн‑школах помогают с аттестациями.
  • Мы организуем для наших учеников комфортные условия прохождения аттестаций. По окончании обучения школьники получают аттестаты государственного образца от наших школ-партнёров. Ученикам, которые сдают аттестации в других школах, мы готовы предоставить информацию об успеваемости по нашей программе обучения.

Практические организационные советы

Определитесь с программой домашнего обучения для 1 класса

В начальной школе закладываются основы образования ребёнка, базовая грамотность по основным предметам и отношение к учёбе

Важно сделать программу интересной, чтобы малышу по-настоящему нравилось осваивать что-то новое. Но необходимо включить и базовые предметы: чтение, письмо, математику, окружающий мир, желательно — английский. 

Не переусердствуйте

При составлении учебного плана и расписания помните о том, что первоклассникам нужно много отдыха и физической активности. Не стоит сразу перегружать ребёнка пятью уроками по 45 минут, как это принято в массовой школе. Семейное обучение — гибкое. Всегда можно корректировать планы и вносить изменения уже на ходу, ориентируясь по ситуации. Сегодня позаниматься чуть меньше, а завтра — побольше. Следите за собственным состоянием и настроением ребёнка. 

Обустройте рабочее место

Важно с юного возраста приучить ребёнка заниматься в комфортной и здоровой окружающей обстановке. Конечно, дома учиться можно и на диване, но позвоночник вряд ли скажет спасибо

Вместе с первоклассником приобретите правильный стол и стул. Но помните, что своё учебное место первоклассник должен создать сам — от вас требуется лишь некоторая помощь. Осознанный выбор сразу сформирует положительное отношение к новым обязанностям. 

Помогите первокласснику настроить компьютер так, чтобы он легко им пользовался. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус, приобретите гарнитуру. Учтите, что рекомендуемое расстояние от глаз до экрана компьютера — не менее 50 см. 

Добавьте интерактива

Домашнее обучение в первом классе должно увлекать ребёнка, а не убивать его природный интерес к познанию, как это случается в массовой школе. Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью книг, но и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете. Используйте сайты и приложения для первоклассников, чтобы сделать процесс интересней. 

Подумайте о социализации

Родители часто боятся, что на семейном обучении ребёнку будет не с кем дружить и общаться. Конечно, это миф, первоклассник не будет изолирован от внешнего мира в четырёх стенах. Наоборот, появляется больше свободного времени и, соответственно, возможностей — выбирайте кружки и секции, какие душе угодно. 

Будьте наставником

Дети любознательны от природы и стремятся узнавать новое. Старайтесь направлять первоклассника, а не поучать и навязывать своё мнение. Создайте ему комфортную для обучения среду и предоставьте все возможности для учёбы.  

Подключите помощников

Организовывая семейное обучение первоклассника, присмотритесь к онлайн-школам. Они берут хлопоты по составлению расписания, учебного плана и подбора педагогов на себя, а вам остаётся наслаждаться результатами. Особенно удобно, если у вас несколько детей на семейном обучении — координировать школьников самостоятельно не всегда легко.

В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» дети могут освоить программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. А в качестве бонуса изучать алгоритмику и английский язык. Здесь преподают кандидаты наук, авторы учебных пособий, составители олимпиадных заданий, чей средний педагогический стаж — 15 лет. Они знают, как найти подход к юным школьникам и не отбить желание учиться. Расписание — гибкое и удобное, можно заниматься без усталости и стресса.

<<Форма с консультацией>>

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.

? Переход на семейную форму обучения

На основании форму обучения всегда выбирают родители, опираясь на мнение ребенка. Для перевода на семейное обучение родителям не нужно педагогического образования, никакие документы у них запрашивать не вправе.

Семейное образование гарантирует определенную свободу при выборе формата обучения: кто-то из родителей самостоятельно преподает детям, другие делегируют данную обязанность профессионалам.

Российские родители мотивируют свое желание перевести ребенка на семейное образование стремлением:

  1. Сохранить здоровье ребенка.
  2. Дать ему традиционное или религиозное воспитание.
  3. Повысить уровень знаний.
  4. Оградить от возможного дурного влияния и создать благоприятную психологическую обстановку.
  5. Совместить профессиональное дополнительное образование и школьное обучение.
  6. Попробовать себя в роли педагогов.

Но главная причина перехода – низкое, по мнению родителей, качество образования, которое детям дают в школе. Родители не обязаны объяснять причины перехода на семейное образование.

С учетом вышеупомянутого нормативного акта родителям гарантировано право давать детям семейное образование всех трех уровней:

  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.

Переход на семейное обучение допустим, даже если ребенок еще фактически не посещал школу, то есть перед его поступлением в первый класс. Для этого нужно уведомить департамент образования о своем желании обучать ребенка в семье и прикрепиться к школе для аттестаций.

Как и куда обращаться

Первое, что необходимо сделать для перехода на семейное обучение – уведомить органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. Просто так уйти из школы без уведомления нельзя: это может быть расценено, как ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей и грозит привлечением родителей к административной ответственности.

Отправить уведомление можно как перед началом обучения, так и в середине года. На обработку заявления может уйти от недели до месяца

Важно учесть региональную специфику: в ряде субъектов уведомления принимаются только в определенное время. Отправить уведомление можно несколькими способами:

  1. Лично. Заявление на прохождение семейного обучения формируется в двух экземплярах, один из них с отметкой о принятии забирает себе родитель.
  2. Почтой заказным письмом с описью вложения.
  3. Дистанционно – если у органа управления есть электронная приемная или кабинет на Госуслугах.

Необходимые документы

Для перехода на семейное образование нужно подготовить следующие документы:

  1. Уведомление для управления образования о переходе на семейный формат обучения.
  2. Паспорт.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.

Права учеников

Ребенок при переходе на семейное обучение наделен следующими правами:

  1. Его мнение при переходе на семейный формат – учитывается обязательно.
  2. Он может сочетать несколько форм образования: изучать математику в школе, а русский язык – на семейном обучении.
  3. Он может выбрать школу для прохождения проверочных аттестаций.
  4. Он вправе получать бесплатные учебники.
  5. Он сохраняет право на пользование школьной и городской библиотекой на бесплатной основе (на основании ).
  6. Он может получать от школы бесплатную методическую и консультативную помощь.

Предоставление учебников школой

В подчеркивается, что обучающимся по основным общеобразовательным программам бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия и методические материалы за бюджетные деньги.

Если родители предпочитают покупать учебную литературу самостоятельно, то у учителей стоит уточнить, по каким учебникам занимаются дети, кто автор книг, чтобы понимать, чего следует ожидать на аттестации.

Что положено школьникам по новому закону в 2020 году
Читать

Как получить компьютер ученику из малообеспеченной семьи
Подробнее

Запрещена ли торговля в школе
Смотреть

Совет 1. Начните с одного

Оформить переход, найти школу для аттестаций и организовать учебный процесс сразу для всех детей довольно трудно. Одновременный переход оправдан, только если разница в возрасте небольшая. У погодок схожая усидчивость и смежные темы. 

Если разница в возрасте три года и более, переходите на домашнее обучение постепенно. Для начала можно перевести старшего, а когда он привыкнет к самостоятельности, подтягивать остальных. 

Так у младших детей будет пример для подражания, их будет проще мотивировать и дисциплинировать. А старшие смогут помогать родителям в организационных моментах.

Порядок действий

Перевод требует выполнения определенных действий.

Первая стадия

Написание заявления в органы управления образованием о желании сменить форму обучения. Без него не допускается переход со школьного типа получения знаний на домашнюю. Если пропустить данный пункт, поступок расценят, как невыполнение родителями своих обязанностей. За это могут возникнуть проблемы с социальной службой.

Уведомление подают абсолютно в любое время: до начала учебного года либо посередине него. Вместе с тем необходимо учесть, что время на выдачу ответа на уведомление займет какое-то время (обычно это неделя — месяц).

Шаблон извещения можно взять в органах местного самоуправления, либо написать его в свободной форме.

Вторая

На данной стадии потребуется выполнить процедуру отчисления ребенка из школьного учреждения. Для выполнения процедуры нужно забрать личное дело ребенка и остальные документы из школы. После следует взять в школе шаблон и написать два заявления на имя директора школы. Один вы отдадите на хранение в учебное учреждение, а второй — оставите у себя. Школа не имеет права отказывать в переводе ребенка, поскольку это является нарушением законодательства страны.

Третья

На третьей стадии необходимо выбрать школу, в которой будут проходить аттестации и направить в нее заявление о приеме на учет. Лучше будет, если вы подадите заявление до начала учебного года. В это время школа строит план на следующий учебный год. Заявление пишут в свободной форме или по школьному шаблону. Заполняется она на имя директора школы и отправляется в учебное учреждение.

Четвертая

На четвертой стадии нужно заключить договор с учебным заведением. Подобное соглашение не является обязательным. Оно регламентирует взаимоотношения между учеником, его родителями и школой. В нем обычно прописан график сдачи аттестаций экзаменов. В основном соглашение включает в себя три раздела:

  1. введение;
  2. главный раздел;
  3. дополнения.

В дополнениях указывают:

  • план предстоящих зачетов;
  • тип и время проведения аттестационных зачетов;
  • график выполнения лабораторных и практических работ;
  • возможность проведения консультаций с учителями.

Соглашение должны подписать родители ученика или его опекуны в случае гибели родителей, и директор учебного заведения.

Пятая

На пятом этапе нужно организовать процесс обучения. Одни родители сами преподают своим детям, а другие — отдают предпочтение оставить обучение профессионалам. Можно нанимать репетиторов только для определенных предметов, например английского языка.

Шестая

Шестой — последний этап, на котором вы будете наслаждаться результатами. Вы соблюли все формальности и можете расставить приоритеты в учебе.

Принципиальные различия форм домашнего обучения

Главным отличием домашнего, заочного и семейного обучения считается уровень ответственности за полученные знания. Составление расписаний занятий различных видов обучения имеет отличия. Домашнее обучение не возможно применить без наличия медицинских показаний.

Невозможно однозначно сказать, что обучение на дому лучше традиционного образования. В одних случаях ученики, обучающиеся дома, опережают своих сверстников и гораздо быстрее усваивают новый материал. В других случаях родители не способны обеспечить полноценное изучение школьной программы.

Стоит учитывать, что обучение дома лишает взрослеющие личности возможности полноценно общаться со сверстниками. Чтобы избежать проблем с социализацией, стоит организовывать свободное от обучения время так, чтобы регулярно была возможность общаться с другими детьми.

При индивидуальном обучении дети менее подготовлены к самостоятельной жизни и возможным трудностям. Им может быть очень трудно сдать экзамены. Это объясняется тем, что они проводятся одновременно с остальными учениками под наблюдением комиссии.

Основные отличия домашнего обучения от семейного или заочного следующие:

  • Для домашнего обучения требуется наличие медицинских показаний. Для перевода на заочное или семейное обучение будет достаточно желания родителей.
  • Домашнее обучение финансируется государством, заочное — не всегда, а семейное — непосредственно родителями.
  • Учащийся, находящийся на домашнем или заочном обучении изучает ту же предметы, что и его сверстники в школе. При семейном обучении родители составляют программу самостоятельно. Они могут по своему желанию включать в план обучения те или иные предметы, сделав основной акцент на тех, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Кроме того отличие семейного обучения от надомного в том, что в первом случае ребенка переводят в другой класс после сдачи аттестации по всем предметам, а во втором — по текущим оценкам.

Чтобы было проще разобраться в отличиях данных видов обучения, предлагаем рассмотреть данную таблицу:

Отличия Надомное Дистанционное Семейное
Является самостоятельной формой обучения нет нет да
Ребенок находится в контингенте школы да да нет
Доступно всем желающим нет только при поддержке школы ДОД да
Можно учиться по своему расписанию нет нет да
Можно сдавать аттестации экстерном нет нет да
За обучение платит государство да не всегда только в некоторых регионах

Стоит помнить, что при выборе формы обучения стоит отталкиваться от его потребностей и имеющихся возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector