Спартанское воспитание: сила духа в ущерб силе мысли

Земледелие в Спарте

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавали частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая предоставляла собственным представителям на некоторое время какие-то наделы. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая, илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, — определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.

Процесс обучения

Образованием мальчиков занимались в основном пожилые воины. Процесс обучения состоял из задаваемых учителем вопросов и ответов. Это давало теоретические знания молодым людям. После обеда из общего котла воспитатель садился напротив детей и задавал им различные вопросы. Если ребёнок не мог правильно быстро ответить, то он получал палкой по рукам. Наставника тоже наказывали плетьми, если обучение было неудовлетворительным. Другой метод обучения включал в себя имитацию.

Будущих воинов учили быть жестокими. Это считалось необходимым качеством бойца-мужчины. Мальчики повторяли за учителем различные действия и приёмы. Это помогало мальчикам повзрослеть, стать серьёзными, что сейчас редко встречается среди молодого поколения. Детей не учили считать и читать. Они не должны были задумываться о тайнах бытия. Будущий солдат должен был подчиняться приказам беспрекословно и не задумываясь. Поэтому знание наук считалось ненужной роскошью.

Спартанцы считали, что такие знания делают их слабее. На публичных мероприятиях мальчиков проверяли на стойкость. Их ставили перед зрителями и пороли кнутами.

Дети должны были выдержать такие пытки и не показать свою слабость.

Государство Спарта отличалось военной культурой и сильным государственным аппаратом. Всё их образование было разработано и направлено для подавления окружающих людей. Также спартанцы хотели сохранить собственную безопасность. Поэтому такое желание выжить породило очень жестокую систему с точки зрения простого обывателя. Но для Спарты такой образ жизни был спасительной благодатью.

Общие черты спартанской модели воспитания

Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.

Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.

Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать. 

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.

Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.

По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а  спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Пелопоннесский союз

Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.

Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.

Для своего времени войско Спарты было хорошо организовано. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартанцы, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI – V вв. до н. э.

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Руины театра в древней Спарте

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери

Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

Спартанские традиции

Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.

Трудно поверить, но Спарта VII-VI веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включен в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).

Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.

Гонки на колесницах. Современная реконструкция. (Wikimedia.Commons)

Девочки в Древней Спарте. Жизнь до брака

О воспитании спартанских девочек известно немного. Судя по сохранившимся ткацким станкам, спартанки, как и женщины других греческих полисов, учились прясть шерсть и делать другую домашнюю работу.
Прямых указаний, учили ли спартанок чтению и письму, нет. Известно. Что Горго, дочь царя Клеомена I, сумела расшифровать тайное послание изгнанного царя Демарата. Но насколько ее пример, как царевны Агиадов, отражает опыт остальных спартанских женщин, судить сложно. С VII века до н. э. известны посвятительные надписи богам, которые делали спартанские женщины, что указывает на распространение в их среде грамотности.
Обязательным для спартанских девушек было обучение музыке, танцу и хоровому пению. Юные спартанки объединялись в хоры и участвовали в состязаниях по пению и танцам. Ритуальные танцы существовали у спартанских культов Артемиды и Елены.
В Лаконике была местность Карии, посвященная богине Артемиде и нимфам. В Кариях была воздвигнута статуя Артемиды Кариатидской. Около нее юные спартанки каждый год давали представление, которое состояло из танцев и хорового пения.
Спартанские девушки объединялись в хоры по возрасту. Каждый хор обучал профессиональный поэт, а во главе коллектива стояла одна из старших девушек. В хорах спартанки учились пению, танцам и религиозным действиям. Заучивая стихи, девушки впитывали спартанскую систему ценностей и готовили себя к роли жен и матерей в лакедемонском обществе.
Из хоровых соревнований спартанок вырос жанр эллинской поэзии парфении (девичьи песни). Его создателем был поэт Алкман, один из 9 каноничных эллинских лириков. Например, в одной из песен, приписываемых Алкману, девушки прославляют предводительниц своих хоров. Сложный танец, который лексикограф Юлий Поллукс называет бибасисом, требовал физической подготовки и делал дочерей спартиатов сильными и выносливыми. Юноши и девушки Спарты получали награды за исполнение бибасиса.
Греческие авторы, писавшие о Спарте, сообщали, что девушки этого полиса получали спортивную подготовку. Ксенофонт писал, что полулегендарный законодатель Ликург ввел состязания в беге для спартанских девушек. По мнению законодателя, это закаляло их, чтобы они рожали сильных и крепких детей. Живший на четыре века позже Ксенофонта Плутарх, описывая программу того же законодателя, сообщает, что спартанки состязались в беге, борьбе, метании диска и копья.


Статуэтка спартанской девушки. (A Companion to Sparta. Volume I. 2018)

Достоверные свидетельства сохранились только о состязаниях в беге. От Архаической эпохи сохранились бронзовые статуэтки спартанок, одетых в короткие хитоны для бега или танца.

Торговля в Спарте

Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.

Илоты и криптии

Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.

До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.

Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.

Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку

Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.


Фрагменты стихов Алкмана. (Wikimedia.Commons)

Система Агогэ

Агогэ в переводе с греческого означает унесение. Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

В храме спартанец делал жертвоприношение. Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание до 7 лет

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. При этом, детей запрещалось воспитывать родителям на своё усмотрение, так как целью воспитания было одинаковое приучение всех к дисциплине, развитие силы и выносливости. Дети, таким образом, находились как бы в собственности государства. Их воспитывали кормилицы, которые стремились взрастить в детях привычку к дисциплине, умеренность в питании. Основной целью воспитания до 7 лет было обеспечить наилучшее физическое развитие организма, подготовить ребёнка к дальнейшим испытаниям.

Еда как роскошь

Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все – иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.

Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.

Тотальное ограничение в самом необходимом  – это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector