Кризис двух лет у детей. рекомендация первая

«Я сам!»

К сожалению, нет четкой возрастной границы, когда начинается первый переходный период. У одних малышей это случается в полтора-два года, другие продолжают радовать родителей лет до трех. Поэтому-то первые признаки кризисного явления могут застать родителей врасплох.

Проявления истерики могут быть совершенно разными – от демонстративного молчания до криков, плача и различных форм агрессии. Повод для сцены найдется когда угодно и может быть совершенно ничтожным. Подчас требования, которые выдвигает капризничающий малыш, могут быть невыполнимыми. Иногда это похоже на выплеск скопившегося напряжения, а иногда на целенаправленное выведение из строя одного или обоих родителей. Но как бы то ни было, причина одна: малыш вступает в переходный возраст и осваивает новую систему отношений с окружающими его людьми. Казнить себя родителям не стоит, в любом случае, от чувства вины, которое могут испытывать мама и пап двухлетки, лучше не будет никому. Этот период нужно принять, как данность, и постараться вести себя с ребенком спокойно и взвешенно.

Ключевой фразой для первого переходного возраста ребенка, как правило, становится знаменитое «я сам!». Этим заявлением ребенок безапелляционно сообщает родителям, что он уже подрос и стремится к самостоятельности. Нет ничего страшного в том, что с простыми задачами малыш хочет научиться справляться без посторонней помощи. Такое желание нужно приветствовать и стараться не ущемлять права ребенка. Если он хочет одеваться самостоятельно, дайте ему эту возможность. Постарайтесь заранее начать собираться, к примеру, в гости, чтобы не опаздывать. Учтите, что ребенок еще мал и процесс одевания отнимет у него гораздо больше времени, чем, если бы вы одевали его. К тому же неплохо дать ребенку возможность принимать участие в выборе одежды.
Кроме того, постарайтесь услышать требования ребенка, вполне возможно, что они обоснованны. Например, вы придерживаетесь строго графика, и обедать ребенок должен непременно в 13.00. Но если именно сегодня ему не хочется кушать в положенное время, попробуйте для начала пойти навстречу и отложить обед на полчаса, вполне возможно, что ребенок проголодается раньше, чем вы ожидаете.

Что же нужно делать

В этот период малыш хочет самостоятельности, и ее необходимо давать, только делать это нужно разумно: вы можете время от времени давать возможность выбирать игрушки в магазине, предлагать ребенку выбрать одежду для прогулки и блюдо, которое он или она хочет съесть на завтрак или обед

Только важно провести определенные границы и придерживаться их.
Важно предварительно подготавливать своего малыша к новым событиям, т. к в 2 года он еще не способен быстро переключаться с одной деятельности на другую

Например, если ваша прогулка подходит к концу, не стоит резко тянуть карапуза домой, это только спровоцирует начало возникновения негативных эмоций и возможной истерики. Правильнее сказать: «Сынок (доченька), через 15 минут мы будем собираться домой…». Это подготовит малыша к новым событиям.
В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и невозмутительность. Это одно из самых сложных условий, которое важно выполнять, но благодаря этому, вы сможете избежать множества конфликтов, а это очень важно.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством .

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Возможные причины

Частые необоснованные запреты могут провоцировать непослушание ребенка и его истерику

Бурным проявлениям возрастного кризиса могут предшествовать следующие моменты:

  • малыш уже достаточно многому научился, он хочет изучать то, что вокруг и делать это самостоятельно — нестандартным поведением ребенок пытается отстоять собственные права;
  • малышу слишком часто запрещают делать то, что он хочет, ему это не по нраву — появляются крики и истерики;
  • карапуз может иметь маленький словарный запас и не понимать, как рассказывать о своих желаниях и потребностях. Когда родители не понимают своего сына или дочь, малыш реагирует агрессией, иногда слезами.

Основные причины

Конечно же, для ребенка двух лет качественное выполнение взятых на себя задач является непосильной ношей. Ошибки и быстрое самоустранение от «важных дел» может вызвать негативную реакцию со стороны взрослых.

Для ребенка такое поведение мамы или папы является непонятным и в ответ возникает истерика, таким образом, он проявляет свою индивидуальность.

Речь двухлетнего карапуза еще не совсем четкая и понятная, поэтому ребенку не всегда удается донести до взрослых информацию о собственных потребностях.

При отсутствии понимания между двумя сторонами возникает конфликт, истерика здесь является одним из способов добиться желаемого.

Запрет на «исследовательскую деятельность» также вызывает протест у ребенка. К примеру, долгое катание на качели или разрисовка стола и обоев ручкой вызывает массу эмоций у карапуза, а вот ярко выраженная негативная реакция взрослых на эти процессы вызывает непонимание и протест маленького озорника.

Малыш не в силах понять, почему ему запрещают делать то, что приносит большое удовольствие. Поэтому ответной реакцией ребенка может быть попытка ударить или укусить «обидчика».

Правильное восприятие детской истерики

Нередко неверная реакция родственников на истерические проявления у ребенка провоцирует возникновение еще большего протеста с его стороны. Истерика является основным методом, при помощи которого малыш пытается добиться желаемого и повлиять на взрослых. Истерические припадки могут сопровождаться плеванием, укусами, выбрасыванием различных предметов и игрушек, а в отдельных случаях могут случаться и приступы удушья. Если не проявить однажды твердость, можно дать понять ребенку, что подобное поведение с его стороны эффективно. Соответственно, истерики начнут возникать все чаще

Впоследствии это может быть чревато тем, что малыш начнет использовать родительскую любовь и жалость в собственных целях, манипулировать взрослыми.
Правила воспитания ребенка 2 лет важно строго соблюдать

Рекомендации для родителей

Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира

Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать

Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.

Работать с собой, а не с ребенком

Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.

Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью

Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой

Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.

Как долго будут длиться перемены

https://youtube.com/watch?v=xT7jS_DW8Ew

Так называемый кризис двух лет может проходить вполне спокойно, так и сопровождаться существенными эмоциональными перепадами не только у ребенка, но и у родителей.

Стоит помнить, что время кризиса значительно короче, чем длительность стабильного отрезка жизни карапуза. Кризис помогает маленькому человечку полноценно развиваться, тем самым позволяет постепенно менять собственное восприятия мира.

Неправильное поведение родителей карапуза в этот достаточно непростой период может существенно усложнить ситуацию, соответственно удлинит сам кризис двух лет у детей, который может продолжаться больше 12 месяцев.

Причины возникновения кризиса у двухлетних малышей

К двум годам карапуз становится весьма активным, любопытным, у него появляется огромное стремление к самостоятельности. Он пытается построить систему взаимоотношений с окружающим его миром и освоить ее. Одновременно с этим у крошки портится поведение, начинаются истерики, намного ярче, чем раньше, выражается упрямство. Кризис двух лет заключается как раз в новом уровне развития ребенка.

В этом возрасте малышу очень хочется быть самостоятельным, некоторые дела он старается сделать сам, не прибегая к помощи родителей. Мамочки часто говорят, что теперь обязанности по дому им выполнять тяжелее, потому что шустрый малыш все за мамой повторяет. Он может вытирать пыль или отбирать пылесос.

Далеко не все родители разрешают крохе принимать участие в тех делах, которыми они сами заняты, поэтому стараются ограничить доступ. Малыш будет закатывать истерику, потому что ему кажется, что его ущемляют.

Что делать?

Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому

Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.

Чувства родителя

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое «Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.
Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».
Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Как правильно реагировать на отрицания, истерики

Взаимодействуя с ребенком двух лет, который переживает кризисный период, следует подбирать обходные пути, не рекомендуется вступать с ним в противостояние. Пришло время гибкости, например, если малыш отказывается от еды, то он поест через некоторое время, когда сам захочет (давать в «перерыве» сладости или устраивать перекусы, конечно, нельзя).

Сохраняйте спокойствие, помните, что истерики и отказы — это не проявления негативного отношения, а попытка малыша найти баланс между «хочу» и «могу», определить себя как личность.

Не смейтесь над ребенком, так как у него еще не развито чувство юмора, он не в состоянии понять иронию.

Основной проблемой двухлеток являются истерики, бороться с которыми иногда кажется бесполезным. Если вывести ребенка из истерики невозможно — сделайте все, чтобы предупредить их. Если плач начался — ребенку необходимо помочь успокоиться: отвлечь, переключив эмоцию, либо вступить в диалог и постараться доходчиво объяснить ситуацию, либо найти компромисс. В любом случае — дышите глубоко и не поддавайтесь на эмоции малыша, в отличие от него, вы способны управлять собой.

Действия родителей при истерике:

Узнайте причину, будьте терпеливы, как бы сбивчиво вам ни объясняли.
Если причины нет или ребенок не знает ее, значит, ему нужно не решение, а сопереживание. В этом случае обнимите, утешьте или отвлеките: займитесь чем-то другим или затейте игру, в которой нужно выполнить нужные вам действия.
Когда причина есть, работайте с ней, используя компромисс, убеждение, разъяснение

Ребенок должен получить желаемое через диалог с родителями, а не через крики и истерику — это крайне важно.

Иногда оптимальным вариантом будет лишить маленького крикуна аудитории, которую он пытается впечатлить своим поведением. Должен быть диалог, а не давление. В некоторых случаях ребенку нужно «прокричаться», дать выход эмоции — оставьте на время одного, но не выдворяйте и не запирайте, спокойно займитесь своими делами, затем обязательно подойдите и начните диалог.

Достаточно немного внимания к малышу, чтобы понять, в каких ситуациях он настаивает на своем или закатывает спектакли в жанре «не так».

Вирус запустения

Российские показатели рождаемости (СКР 1,5) еще до коронавирусного кризиса были хуже, чем во многих странах Европы (см. график 3), в том числе в Прибалтике. А если исключить из российских цифр республики Северного Кавказа и Сибири c большой долей сельского населения, то СКР страны в 1,4 ребенка будет уверенно опережать только страны Южной Европы, некоторые балканские государства, а также Украину. Впрочем, в последней, как и в Молдавии, есть сложности с учетом жителей из-за массовой трудовой миграции.

СКР в России показывает явную связь с ростом экономики, доходов населения и, как следствие, жизненными перспективами людей. В стране действуют те же самые закономерности, что и в Европе. К примеру, в Москве рождаемость ощутимо выше (СКР 1,5), нежели в большинстве регионов, откуда в столицу приезжают мигранты, причем масштабы такой миграции заметно больше официальных оценок (подробности см. «Из Москвы — в “роднополисы”», «Эксперт» № 43 за 2020 год). А регионы исхода молодого населения быстро пустеют. Среди лидеров депопуляции, где число жителей только за семь лет с начала 2014 года снизилось более чем на 5%, выделяются области Европейской России — Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Пензенская, Псковская, Тверская и Орловская (см. график 4). На 70–90% эта убыль вызвана превышением числа умерших над числом родившихся.

Коронавирусный кризис усугубил ситуацию. По данным первых месяцев 2021 года сильнее всего, на 15–20%, число новорожденных уменьшилось там, где их и без того было немного. При этом у российской малодетности очень широкая география: крайне низка рождаемость в таких непохожих друг на друга регионах, как Мордовия (СКР 1,17) и Ленинградская область (1,07), Смоленская область (1,21) и Пензенская (1,26). Далеко не обязательно демографически проблемные регионы представляют собой глубинку, где ойкумену поглощают леса и «посевы многолетних трав» — очень мало детей и в миллионных агломерациях Воронежа (1,27), Волгограда (1,29), Нижнего Новгорода (1,35) и Саратова (1,28).

В отличие от индустриального Урало-Поволжья, пытавшегося, но не слишком удачно, выстроить сервисную экономику на унаследованных промышленных активах (см. «Удар в становой хребет», «Эксперт» № 10 за 2021 год), перечисленные регионы никогда не имели больших амбиций. Они представляют собой ту срединную Россию, в которой живет 40% населения страны и которая из-за кризиса рискует вплотную приблизиться не только к украинским, но даже к корейским показателям малодетности.

Общие сведения

Каждый карапуз индивидуален и такое понятие, как кризис двух лет может иметь условное название. У кого-то он начинает проявляться уже в полтора годика, у кого-то — после двух с половиной.

То, насколько длительным будет этот период, зависит от:

  • атмосферы в семье;
  • физического здоровья ребенка;
  • от наличия доверительных отношений, выстраиваемых между малышом и его родителями.

Есть детки, у которых кризис, наступающий в два года, проходит достаточно спокойно, родители даже не замечают его. Тогда, как у других — не обойтись без бурных эмоций и истерик.

Зачастую кризис длится недолго, в частности, если родители знают, как реагировать и правильно себя ведут с малышом. Если же со стороны отца и матери допускается множество неправильных действий, то данный период затягивается.

Границы дозволенного

Психологи утверждают, что в возрасте от полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее. Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если ответная реакция внешней среды на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется памятью, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычных результатов. Если результаты, а в конкретных случаях, реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Поэтому истерика по одному и тому же поводу может повторяться бесчисленное множество раз

Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно.
Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это своего рода опасность

Так что возникающий на первый взгляд парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.
В свою очередь родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау. Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка.
Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Истерика всегда направлена на кого-то. Если не будет публики, на которую можно вылить свои капризы, то не будет и истерики. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате, очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.
Еще одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В этом случае нужно спокойно без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Важно не включать вопросительных интонаций, ребенок без труда распознает фальшь в голосе родных людей, так что предложение, каким бы оно ни было по содержанию, должно иметь мягкие положительные интонации. Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова, если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

Признаки кризиса:

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

У всех ли детей случается кризис?

С кризисом сталкиваются практически все малыши, но протекает он у всех с разной степенью выраженности и интенсивности, которые зависят исключительно от индивидуальных особенностей. Нередко кризисные проявления у малышей имеют настолько несущественную выраженность и кратковременный характер, что родители их попросту не замечают.
Поведение ребенка в кризисный период будет полностью зависеть от гордости за свои достижения, проявлений своеволия, становления самостоятельной личности, психологических изменений. Помощь специалистов может потребоваться лишь в единственном случае – если у ребенка, достигшего трехлетнего возраста, будут отсутствовать перечисленные качества.
Итак, у ребенка начался кризис 2 лет, что делать?

Игровые методики борьбы с детским упрямством

Справиться с упрямством ребенка помогут некоторые методы:
В первую очередь необходимо постараться отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то интересное для него. Это занятие или предмет должны обладать большей информационной или эмоциональной нагрузкой.
Хорошо помогает совместное дело

Если малыш отказывается что-то делать, можно предложить сделать это вместе. Разделить необходимо все поровну, к примеру, если мама с ребенком вместе подметают крошки от печенья, то один из них должен сметать мусор в кучу, а другой собирать ее совком и выбрасывать, или наоборот.
Игровые формы заданий. Когда ребенок отказывается одеваться, можно вообразить, что предметы одежды волшебные и могут превратить малыша в его любимого сказочного героя. Когда ребенок отказывается куда-либо идти, можно превратить дорогу к цели в поиски сокровищ, спрятанных по пути следования.
Применение для напоминания звуковых эффектов, записок, схем, рисунков и других наглядных средств. Например, можно нарисовать ребенку, какой предмет одежды за каким он должен одевать. Поместить такую схему нужно в доступном для него месте, чтобы он всегда мог на нее взглянуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector