Общее недоразвитие речи. описание, диагностика, лечение
Содержание:
- Диагностика
- Диагностика ОНР логопедом
- Почему родители выбирают Центр АКМЕ
- Степени системного недоразвития
- Лечение и коррекция
- Классификация ОНР
- Причины ОНР
- Природа дефекта
- Общее недоразвитие речи 3 уровня
- Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня
- Лечение ОНР
- ОНР 2 уровня: характеристика речи
- Полезные и интересные факты
Диагностика
Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.
Определение патологии и её степени тяжести состоит из:
- определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
- оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.
В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.
Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.
Диагностика ОНР логопедом
Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:
- длительность состояния;
- момент возникновения;
- основные симптомы;
- речевая характеристика детей с ОНР;
- степень выраженности;
- возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
- особенности проявления ОНР на ранних этапах;
- перенесенные ребенком заболевания в прошлом.
Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.
Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:
- способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
- степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
- степень правильности звуковой передачи мысли.
На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.
При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.
ОНР 3 типа предполагает:
- незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
- наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
- избегание произношения сложных предложений;
- упрощенность речевого отражения мыслей.
По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.
Почему родители выбирают Центр АКМЕ
Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.
Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.
Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.
Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.
Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.
Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.
Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.
Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!
Степени системного недоразвития
Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.
СНР легкой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
- Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
- Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
- Словарный запас не богатый относительно возраста;
- При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
- В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
- Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.
СНР средней степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Нарушено произношение только одной группы звуков;
- Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
- Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».
СНР тяжелой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
- Несформированность словообразования;
- При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
- Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
- Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
- Сильное нарушение восприятия речи;
- Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Устранение аграмматизма.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры
Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием
Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Задачи | Методы коррекции, упражнения | Варианты игр |
---|---|---|
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Классификация ОНР
По степени проявления ОНР подразделяется на 4 стадии (по убыванию тяжести):
1) Отсутствие трансляция общеупотребительной речи. Выражается как в полной неспособности к проговариванию, так и в более мягкой форме: общению через употребление небольшого числа отдельных звуков или звуковых комплексов (обычно слогов или кратких слов);
2) Использование базовых общеупотребительных речевых конструкций: скудный словарный запас, системные трудности произношения, аграмматизм (проблемы с проговариванием и восприятием предложений вследствие неврологического повреждения мозговой ткани в районе сильвиевой борозды);
3) Способность трансляции развернутого разговора с полноценными фразами при лексико-грамматической и фонетической недоразвитости;
4) Свободное общение при незначительных проблемах в фонетике и грамматике (обычно не воспроизведение одного или нескольких звуков).
Причины ОНР
Этиология речевого расстройства в детском возрасте включает воздействие экзогенных – внешних и внутренних – эндогенных причин.
Эндогенные условия формирования нарушения речи связаны с патологией развития ребенка во время беременности. К ним относят:
- Проблемы со здоровьем матери: перенесенные во время беременности болезни, склонность к аллергии, токсикоз, гестоз, резус-конфликт, употребление спиртного или курение, эмоциональные нагрузки, тяжелые роды, слишком юный или зрелый возраст.
- Генетическая предрасположенность к таким заболеваниям, как сахарный диабет, психические болезни.
- Кислородное голодание плода (гипоксия) не позволяет правильно сформировываться структурам мозга.
- Травма во время родов, спровоцированная применением специальных механизмов родовспоможения, приводящих к повреждению головного мозга.
Экзогенные причины обусловлены особенностями воспитания и наличием в анамнезе системных недугов:
- Органические поражения внутренних органов, болезни ЦНС (центральной нервной системы), рахит, замедление метаболизма, регулярные вирусные и бактериальные инфекции.
- Особенности домашнего воспитания: сложная психологическая обстановка в семье, наличие психотравмирующей ситуации, разлука с родителем, заболевания неврологического и психологического генеза.
- Речевые проблемы у родственников: заикание, патологически ускоренный темп разговора, невнятное произношение (в том числе «сюсюканье»).
- Отсутствие вербального контакта с родными в первые 12 месяцев жизни: родители не общаются с малышом, не рассказывают ему об окружающем мире.
Природа дефекта
Причины системного недоразвития речи 2-го уровня подразделяются на физиологические и социальные. К социальным относят как прямые дефекты воспитания — педагогическую запущенность, недостаточность общения, так и неблагоприятные условия развития: если родители глухонемые или дома говорят на разных языках.
Физиологические причины встречаются чаще. Это патологии строения органов ротовой полости и неврологические нарушения, связанные с поражением головного мозга. Часто задержки речи бывают последствиями:
- тяжелой беременности,
- трудных родов,
- инфекций,
- отравлений,
- черепно-мозговых травм.
Часто у страдающих ОНР 2-й стадии детей встречаются гиперкинезы (тики), нарушения координации движений, мелкой моторики. Порой таким пациентам сложно сосредоточиться на задаче, они быстро устают. Нередко встречаются недостаточность слухоречевой памяти и вербально-логического мышления. Все эти нарушения не только сопутствуют нарушениям речи, но и в различной мере обусловливают их. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» обеспечивает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка.
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные точки:
- Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
- Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
- Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
- Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
- Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
- Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
- Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
- Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
Начатки общеупотребительной речи.
Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:
- Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
- Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
- Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:
-сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);
-слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);
-личные местоимения( я, мы);
4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.
5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.
Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:
Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных
Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.
Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.
Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:
- Довольно большой словарный запас.
- Наличие правильно построенных предложений.
- Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
- Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических и лексико-грамматических нарушений.
Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:
- Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
- Аграмматическое построение фраз:
опускаются предлоги;
-неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);
3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.
4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).
5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).
6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:
-неправильное употребление глаголов;
-неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);
-нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);
-неправильное употребление падежных окончаний;
-дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.
7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.
8.Недостатки звукопроизношения:
-отсутствие звука или его замена;
-неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):
9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:
-неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);
-опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);
-добавление слогов(» тырава- трава»).
Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня
Задачи логопеда:
- развивать понимание речи;
- формировать самостоятельную речь на основе подражания;
- учить двусоставным простым предложениям.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.
Развитие понимания речи (пассивная речь)
Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.
Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.
Обращайте особое внимание на умение различать:
- единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
- близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
- близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
- противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).
► Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.
Формирование самостоятельной речи
На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).
Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Содержание работы логопеда
36 часов (1 неделя)
3500 руб. 2024 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
108 часов (1 мес.)
6900 руб. 4108 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Овладение простыми предложениями
Начните с предложений в повелительном наклонении (мама, дай; на мяч), затем перейдите к указательным словам в сочетании с существительным в именительном падеже (тут каша).
Учите правильно строить предложения из сочетания существительного в именительном падеже и глагола 3-го лица настоящего времени (Маша сидит, папа ест).
Приучайте давать краткий ответ на вопрос (Кто лежит? Киса).
► Главная задача этого этапа — повысить познавательную способность и вовлечь ребенка в активное использование языка, а не корректировать произношение.
Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас
И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти
Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:
Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.
Ее задачами являются:
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша
Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.
ОНР 2 уровня: характеристика речи
Говорить малыши начинают с опозданием — к 3-м – 4-м годам, а то и позже. Из-за ограниченного словарного запаса говорят короткими, простыми предложениями максимум из 4-х слов. Речевые навыки позволяют малышу выразить свое желание, обозначить бытовые предметы обихода и их действия.
В общении по-прежнему пользуется невербальными инструментами — мимикой, жестами, аморфными словами. Союзы, предлоги, падежи — все это они выбрасывает.
Но детки намного лучше понимают обращенные к ним слова, чем при первой группе недоразвития. Хотя по-прежнему не знают фигур, цветов, названий частей тела.
Страдает фонематический слух: малыш не может вычленить изолированный звук, определить его положение в слове, подобрать слова с этим звуком. Путает и неправильно говорит практически все группы звуков.
Внешне детки с ОНР 2 степени неуклюжи, у них плохая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика, часто имеются неврологические проблемы. У них хуже память и мыслительные процессы, чем у сверстников, они быстро устают, отвлекаются, не могут сосредоточиться.
Полезные и интересные факты
Древние люди довольно примитивно разговаривали, включая голосовые, зрительные и осязательные функции. Это больше походило на обмен информацией среди животных. Разговаривать же научились, когда начали пользоваться символами, появилось желание поделиться этими знаниями со своим народом. Ученые считают, что первый символ возник, когда начали изготавливать инструменты из камня. Это было почти 2,5 миллиона лет назад. Занятие сыграло ведущую роль в истории развития общения человечества.
Впервые упоминания о дефектах речи, связанных с получением физической травмы, находились в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита. В религиозных эпосах, таких как Библия, Коран, встречаются описания чудесного исцеления речевых расстройств. Факту трудной речи жрецы придавали божественную окраску.
О роли головного мозга первым писал в своих сочинениях Гиппократ, где излагал свой взгляд на то, как происходит образование голоса и речи человека.
Коррекционный процесс речи проходит довольно длительно и трудоемко
Накопленный опыт профильных специалистов показывает, что именно родителям нужно уделять особое внимание окружающей среде, в которой обитает малыш. А также нужно с самого раннего возраста заниматься развитием речи