Нужно ли переучивать левшу

Физиология леворуких людей

Леворукость – это когда человек активнее пользуется левой рукой, нежели правой. Это связано с определёнными характеристиками головного мозга. Пока ребёнок не ходит в школу, сложно определить, какая рука у него преобладает, потому что структуры мозга создаются неравномерно. Когда малышу исполняется 5 лет, у него формируется правое полушарие. Оно отвечает за фантазию, воображение, образное мышление, интуицию, творческие способности. К тому же, оно контролирует левую половину организма. 

Левое полушарие формируется к 8-12 годам. Оно контролирует логику, речь, письмо, аналитические способности, математические символы. Переплетение нервных клеток, которое называется мозолистым телом, создаётся ещё дольше. Оно ответственно за взаимосвязь между двумя полушариями.

Родители должны понять: их ребёнок – левша или правша? Сделать это несложно: попросите малыша попрыгать на одной ноге, предложите пожать руку или нарисовать дерево. Более точно определить, какое полушарие доминирует, можно ближе к 5 годам, когда ребёнок использует одну из рук как основную.

Кстати сказать, левшей на планете около 15%, то есть каждый 7 из нас. Еще в прошлом веке жить таким людям было сложно. Тогда общество требовало стандартности, следованию общепринятым правилам. Если человек чем-то выделялся – его угнетали, клеймили «белой вороной». Известны случаи, когда детям-левшам привязывали левую руку к туловищу, чтобы ребёнок «учился» пользоваться только правой. Зашивали левые карманы одежды. Непохожесть порождала миллионы комплексов. Все это негативно сказывалось на психике: у детей-левшей начинались неврозы, раздражительность, беспокойный сон.

В современном мире леворукость не считается пороком или недостатком, требующим коррекции

Люди не так часто обращают внимание на особенности левшей. Даже наоборот: маленькая особенность превращается в достоинство, как необычный цвет волос, веснушки или природная гибкость

Как определить левша или правша ребенок?

Сегодняшние взрослые – переученные левши – могут вспомнить, как им насильно вкладывали ручку или ложку в правую руку. В современном обществе такое насилие над ребенком неприемлемо, левшей не переучивают, но определять их все же нужно, поскольку таким малышам необходим особый подход.

Как понять – левша или правша ребенок:

  1. посмотреть какая рука является ведущей в бытовых делах – малышу можно предложить открутить и закрутить пробку на бутылке, вдеть нитку в иголку, налить воды в стакан, отвинтить ключом гайку, разрезать ножницами бумагу, почистить обувь или одежду, полить цветы, почистить зубы;
  2. Тест «Рисование» – дать ребенку все необходимое для рисования, а после того, как рисунок будет готов – предложить нарисовать то же самое другой рукой, оценивается результат исходя из того, что лучше, ровнее и четче получается рисунок ведущей руки.
  3. Тест «Спичечный коробок» — попросить ребенка найти коробок с одной обломанной спичкой, ведущей будет та рука, которой отрывается и закрывается выдвижная часть коробка.
  4. Тест «Построй, сложи» — предложить ребенку собрать мозаику, построить конструкцию из лего по образцу, ведущей будет та рука, которая чаще берет детали и поправляет получающуюся конструкцию.

Как понять что ребенок левша – быстрые тесты:

  1. Дать ребенку в каждую руку по карандашу и попросить одновременно нарисовать квадрат (круг, овал, треугольник), четче линии и лучше передана форма будет у ведущей руки.
  2. Попросить ребенка сплести пальцы рук – большой палец ведущей руки будет сверху.
  3. Попросить ребенка постучать по столу попеременно левой и правой рукой в определенный промежуток времени (10 сек.) – больше постукиваний получится у ведущей руки.

Причины, по которым переучивали

Урок в советской школе / Фото: zen.yandex.ru

Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.

Было и «официальное» объяснение переучиванию. Суть его заключалась в том, что все предметы и инструменты созданы под правшей и левше будет сложно ими пользоваться и с ними работать. Примером выступала чернильная ручка. Если писать левой рукой, как и положено, слева направо, то очень сложно не смазать чернила.

Школьница пишет чернильной ручкой / Фото: esquire.kz

Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.
 
В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

 
Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.
 
Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:
 

 ✓ нервного тика;
 

✓ заикания;
 

✓ дислексии;
 

✓ ночных недержаний (энурез);
 

✓  проблем с ориентацией во времени и пространстве;
 

✓  трудностей в учебе;
 

✓ раздражительности и упрямости;
 

✓  психосоматических заболеваний и т.д.
 
А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Признаки левши у ребёнка

Давайте попробуем разобраться, как можно выявить признаки левши у ребёнка:

Те, у кого есть дети, знают, что в первый год жизни у них развит хватательный рефлекс. При этом ребенок одинаково хорошо работает обеими ручками. Позднее, когда начинается стадия «разрисовывания обоев», можно определить, какой рукой малышу пользоваться удобнее. Но не стоит делать поспешных выводов: возможно, ребенку просто нужно было дотянуться до определенного места, а иначе, как левой рукой, это сделать было невозможно.

Просто попробуйте понаблюдать за ребёнком.

В период активности ребёнка можно отметить какая рука главная, какой рукой малыш выполняет действия быстро и ловко.

Предложите ребёнку, например, порезать бумагу ножницами, закрутить крышку на бутылке, перелить воду из одного стакана в другой, закрыть открыть молнию на сумке, подать сигнал колокольчиком и т.д.

Окончательно удостовериться в том, что ребенок левша, можно тогда, когда малыш учится читать или писать. Левша водит по строчкам указательным пальцем левой руки, пытается держать письменные принадлежности ею.

Особенности развития левши

Способность писать левой рукой объясняется психологическими и нейробиологическими особенностями личности. Как известно, человеческим телом управляют оба полушария головного мозга. До недавнего времени считалось, что левое полушарие преобладает над правым, считается главным или доминантным. Но последние научные разведки предоставили материал, который оспаривает предыдущие теории и доказывает равноправие обоих полушарий. Действительно, не стоит сравнивать две системы, которые имеют совершенно разные функции.

Следовательно, у ребенка, который чаще пользуется левой рукой, более развито правое полушарие.

В идеале, человек должен был бы иметь способность одинаково хорошо пользоваться обеими руками. История знает таких личностей. Предположительно и рождаются люди с одинаково развитыми полушариями головного мозга. Но в процессе развития и под влиянием множества факторов одно из них начинает преобладать над другим.

Однако левша от правши отличается не только использованием определенной руки.

  • У леворуких детей отличается мышление.
  • Они более эмоциональны и ранимы.
  • Родителям нужно понимать, что эти дети глубоко проживают обиды, позже начинают говорить, читать и писать.

Их не стоит заставлять насильно заниматься науками и ставить в пример, так как это может травмировать психику. Левши умеют креативно мыслить, придумывать новые неординарные решения поставленных задач. Они скорее доверяют своей интуиции, чем разуму. Ведь не зря истории известно столько выдающихся личностей, которые были левшами: Лев Толстой, Александр Македонский, Чарли Чаплин, Иоганн Себастьян Бах, Леонардо да Винчи и многие другие.

Игорь, 25 лет. Ханты-Мансийск

Я – «скрытый» левша и художник. Недавно прошел тест и узнал, что я абсолютный левша, позвонил сразу маме, оказалось, что до 5 лет всегда левой рисовал, потом правой, просто сам захотел и все. В детстве у меня были проблемы с освоением русского языка, поскольку «левшество» физиологически связано с развитием речи. Я плохо писал, читал  по буквам. Мама занималась со мной дополнительно, чтобы я стал успешным и хорошо учился в школе. После года занятий все исправилось, и я стал отличником.

Сейчас я увлекаюсь изучением исследований работы головного мозга. И когда узнал, что был левшой, решил обучить свою левую руку базовому курсу рисования. Живые наброски людей почти сразу стали получаться и даже лучше чем правой – люди выглядят как будто живее и какие-то неуловимые ранее нюансы появляются. Единственная пока сложность остается в строгом построении: линии живые, но не очень послушные, но это просто тренировкой наработается, ведь правую я штудировал с 2002 года. Чувства странные, как будто я другой человек, когда рисую левой. Интересно разницу наблюдать, два разных видения реальности это точно.

Советы родителям

Сейчас леворукость не считается чем-то предосудительным, левша может добиться успеха в любой из сфер деятельности. Определенные ограничения все-таки присутствуют, но с ними сталкиваются единицы. К примеру, некоторые авиакомпании принимают на работу исключительно пилотов-правшей. Это связано с тем, что сложное оборудование адаптировано под праворукость. При этом среди спортсменов почти половина именитых чемпионов пользуются левой рукой.

К тому же мир становится более благосклонным к левшам, появляются специальные приспособления, рассчитанные на владение левой рукой.

Родителям стоит понять и принять факт леворукости ребенка и объяснить ему, что это нормально, помочь научиться жить со своей особенностью. Если ребенок пользуется и правой рукой, то стоит научить его совершать повседневные действия обеими. Если же он от рождения не способен делать ничего правой рукой, то не стоит, иначе это будет схоже с переучиванием.

Необходимо организовать удобное рабочее место, чтобы источник света был справа и не закрывался лежащим на столе предплечьем

Важно замечать любые признаки, указывающие на перегрузку мозга, часто это перемена букв в словах, чтение и письмо в зеркальном отображении, пропуск букв и слов. В таких случаях следует обратиться к психологу для диагностики и выявления необходимости медицинской помощи

Левши часто испытывают сложности со счетом, систематизацией информации, поэтапным планированием действий. Скорей всего, леворукий ребенок никогда не станет гением в области точных наук, но с поддержкой родителей он сможет овладеть этими навыками как минимум на школьном уровне. Главное, чтобы окружающие взрослые помнили, почему нельзя переучивать левшу на правшу, и учитывали особенности развития.

Для родителей

Это ведомости о семейной леворукости. Есть ли в семье, кроме ребенка, леворукие родственники – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки?

Если вы поставили более 7 крестиков в графе «Левая рука», то ребенок, быстрее всего, левша.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы поставили все крестики в графе «Левая рука» за шаги 2-9, а за первое (рисование) – крестик будет стоять в графе «Правая рука», то это значить, что бытовые дела ребенок лучше делает левой рукой, а графические – правой. В таком случае, выбирая руку для писания, стоит учитывать преимущество правой руки в графических заданиях.

Среди них больше гениев!

Леворукий Альберт Эйнштейн. Правда, переученный, поэтому на фото он лихо пишет правой — ну гений же. 

Некоторые исследования демонстрируют, что левши лучше справляются с многозадачностью. Это говорит о том, что у них лучше получается управлять несколькими потоками информации. Возможно, что при доминировании правой стороны мозга связь между полушариями осуществляется быстрее, чем в обратной ситуации.

Возможно, что по этой же причине среди левшей выше процент гениев.

Впрочем, стоит иметь в виду, что серьезных и глубоких исследований праворукости не так много, и большинство распространяемых о леворукости идей имеют скорее статус гипотез, нежели научных фактов.

Помощь левше

Ведущую левую руку ребенка следует развивать в той же мере, как если бы это был ребенок правша. В процессе обучения лучше опираться на образное мышление. Чтоб ребенок быстрее запомнил буквы ассоциативно связывать образ буквы с каким-то предметом. Например, «Х» как открытые ножницы, «Е» похожа на грабли, «Ш» похожа на вилы, «М» как перевернутая гармошка. Словом, на что вам хватит фантазии, с тем и сравнивайте буквы и цифры.

Соответствующим образом нужно организовать рабочее место левши. Источник света должен находиться справа, сосед по парте в школе должен сидеть справа, сидеть ребенку в классе лучше в правом или среднем ряду, чтоб источники информации (доска и учитель) приходились на ведущий глаз и ухо.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

Для правильного формирования речи рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет малышу не только четко и правильно произносить слова, но и облегчит процесс обучения письму. Вот некоторые простые упражнения.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме «лопаты».
  6. «Свернуть» вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Особенности развития ребенка левши, его характера, способа мышления и восприятия окружающего мира

Сравнительно недавно британский психологический журнал Laterality опубликовал данные обследования около 1,5 млн. человек. Оказалось, что вопреки популярным заблуждениям, леворукие не чаще попадают в происшествия и не умирают в более молодом возрасте, чем правши. Выяснились и другие особенности, к примеру, левши реже болеют язвой желудка.

Но главные различия – это «зона ответственности» больших полушарий и характер нервно-психической деятельности. Кора левой половины головного мозга после поступления информации начинает ее «раскладывать по полочкам». Благодаря логическим построениям в левом полушарии мы понимаем связную речь, способны анализировать явления окружающего мира и абстрагироваться от них.

Правая часть головного мозга «схватывает» информацию на лету, мгновенно создавая целостный образ. Нейрофизиологи и психологи выяснили, как думает ребенок левша и особенности его мышления. Кратко вывод исследователей формулируется так: больше интуиции и прозрения, чем логики. Не все возможности правого полушария досконально изучены, есть немало белых пятен.

Большой разницы между интеллектуальными способностями право-и леворуких людей нет, но левши более склонны к творчеству.

Подытожим отличия ребенка левши от правши:

  • преобладание образного мышления;
  • мгновенное «схватывание» сути;
  • склонность к творчеству;
  • развитая интуиция;
  • эмоциональность;
  • импульсивность.

У левшей чаще, чем у правшей, встречаются заболевания, связанные с развитием мозга, в частности шизофрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По данным многочисленных исследований психологов, леворукие люди чаще склонны к инновациям. Они способны к дивергентному мышлению, генерируют новые идеи и могут одновременно «прокручивать» в мозгу множество возможных решений. Левша, скорее всего, выберет своей будущей профессией деятельность в сфере изобразительного искусства, музыки, информационных технологий, спорта.

Многие выдающиеся личности, чьи имена у всех на слуху, были левшами:

  • полководцы Македонский, Цезарь, Наполеон;
  • художник, изобретатель Леонардо да Винчи;
  • скульптор и художник Микеланджело;
  • музыканты Бетховен, Бах, Маккартни;
  • гениальный ученый Эйнштейн;
  • великий комик Чаплин;
  • писатели Кэролл, Даль.

Хорошо подготовленный к школе ребенок левша, особенности в плане творческого потенциала обязательно проявит на уроках. Скорее всего, это будут занятия по ознакомлению с окружающим миром, технологии, изобразительной деятельности. Сложнее приходится левше на уроках русского языка и математики.

К сожалению, способности леворуких, позволяющие делать выдающиеся открытия, управлять народами и создавать потрясающие произведения искусства, затрудняют их детские годы. Отличия от сверстников приносят ребенку душевные переживания. Результатом часто становятся конфликты, девиантное поведение, что не добавляет радости учителям и родителям.

Заключение

Вообще тема левшества и леворукости очень интересная! Мы с вами смогли вкратце разобрать, почему ребенок левша, чем обусловлено преобладание другой половины тела, последствия насильного переучивания и каковы они – левши.
 
Относитесь к такой особенности своего ребенка, как к дару, таланту, норме, если хотите, но не как к недостатку или пороку ни в коем случае! Примите левшевство как данность, которую вы не можете изменить. Сейчас в праворуком мире для левшей создают все условия для максимального комфорта: дверные ручки, кнопки в лифте, клавиатуры и мыши, смартфоны, что угодно. Проблем с этим нет, не должно возникать и у вас, а тем более, у малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector