Санпин по питанию в детском саду 2021
Содержание:
- Принципы составления меню детского сада
- Организация питания. Режим. Примерное меню
- Важные пропорции
- Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах
- Правовые нормы и нововведения
- Правила и нормы
- 5 советов по составлению меню для детского сада
- Использование продуктовых автоматов
- Принципы организации питания
- Нормы питания в детских садах на 2021 год
- Рецепты для детского завтрака
- Культура питания
Принципы составления меню детского сада
Как было сказано выше, нормы и принципы, по которым составляется меню детского сада, строго регламентируются.
Исключение одной или нескольких групп продуктов из детского рациона приводит к тому, что у детей понижается концентрация внимания и энергичность, они могут чаще болеть и жаловаться на проблемы с пищеварением. Продукты комбинируются таким образом, чтобы блюда не повторялись в течение 10-20 дней — питание дошкольников должно быть не только правильным, но и разнообразным. Ведь нет ничего скучнее, чем есть каждый день на завтрак манную кашу.
Повара ДОУ — не «мишленовские» звёзды, и нужно понимать, что блюд из меню ресторана в детском саду не будет. Зато будут опробованные годами и поколениями воспитанников блюда: каши, запеканки, паровые котлеты, супы. Кроме того, при подаче учитываются и возрастные особенности — для малышей из ясельной группы кусочки и порции будут меньше, исключат из меню и возможные аллергены, например апельсины.
Продуктовый список для меню детского сада составляется таким образом, что одна группа продуктов может легко заменять другую, без потери в калорийности. Например, курица может быть заменена индейкой, одни овощи — другими и тд.
Важно заметить, что в рационе воспитанников ДОУ не должно быть консервов, маринованных продуктов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, газированных напитков, жареного и острого
Организация питания. Режим. Примерное меню
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.
Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.
Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:
- молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты — 600 мл,
- творог — 50 г,
- сметана — 10 г,
- твердый сыр — 10 г,
- масло сливочное — 20 — 30 г (в каши и на бутерброды),
- обязательно растительное масло — 10 г (лучше в салаты, винегреты),
- мясо — 120-140 г,
- рыба — 80-100 г,
- яйцо — 1/2-1 шт.,
- сахар (с учетом кондитерских изделий) — 60-70 г,
- пшеничный хлеб — 80-100 г,
- ржаной хлеб — 40-60 г, крупы, макаронные изделия — 60 г,
- картофель — 150-200 г,
- различные овощи -300 г,
- фрукты и ягоды — 200 г.
Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.
На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.
Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.
Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.
Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.
У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости
Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой
Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.
Важные пропорции
Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах
Название | Функция | Источник (продукты, содержащие элемент) | Суточная норма для детей 3-7 лет |
Кальций | Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. | Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. | 800-1100 мг |
Фосфор | Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. | Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. | 800-1650 мг |
Магний | Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. | Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. | 150-250 мг |
Натрий и Калий | Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. | Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий. | Точно не установлена |
Железо | Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. | Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. | 10-12 мг |
Медь | Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. | Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. | 1 — 2 мг |
Йод | Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. | Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. | 0,06 — 0,10 мг |
Цинк | Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. | Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. | 5-10 мг |
Правовые нормы и нововведения
Директор детского сада может принимать решение, какими продуктами и блюдами кормить детей, но при условии, если составленное новое меню будет соответствовать требованиям, всей документации, и если воспитанники ДОУ будут получать необходимые для своего возраста калории. Кроме того, при желании родители могут ознакомиться с меню, которое составляется минимум на 10 дней. При возникновении вопросов или неправовых ситуаций, родители вправе обратиться за консультацией в региональный Роспотребнадзор.
Поставки в муниципальный садик осуществляет компания, которая выиграла тендер на поставку. Однако каждый продукт, который попадает на кухню детского садика, должен иметь сертификат качества, все необходимые накладные и ветеринарные справки.
В настоящий момент (с января 2021 года) в силу вступил ряд изменений в организации меню в детских садах. Изменений в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 больше 15, и одно из самых важных — теперь ребенка можно кормить едой из дома, а ДОУ должно предоставить место, где еду можно разогреть.
Ниже вы можете ознакомиться с примерным недельным меню детского сада.
Понедельник:
Завтрак: каша манная с мармеладом, батон с маслом и сыром, чай с молоком.
Второй завтрак: сок персиковый.
Обед: салат «Летний» (св. огурец и помидор с зеленым луком), суп гороховый на м/б, мясной рулет с яйцом, макароны, компот из вишни, хлеб пшеничный.
Полдник: молоко, вафли.
Ужин: овощное рагу, салат «Королевский» (свёкла с лимоном), чай с сахаром, хлеб ржаной.
Вторник:
Завтрак: каша «Солнышко» кукурузная на молоке, батон с маслом, какао с молоком.
Второй завтрак: яблоко
Обед: салат «Редисочка» из редиса и лука, рассольник на м/б со сметаной, гуляш из говядины, сложный гарнир (картофельное пюре, жареная капуста), компот из кураги, хлеб пшеничный
Полдник: бифилюкс (напиток кисломолочный), венская булочка.
Ужин: лапшевник (запеканка) с сыром, чай с лимоном, хлеб ржаной.
Среда:
Завтрак: каша геркулесовая с молоком, яблоком, батон с маслом и сыром, кофейный напиток со сгущённым молоком.
Второй завтрак: фрукт.
Обед: салат «Капустный» (капуста, лук), борщ фасолевый на м/б со сметаной, горбуша, запечённая с овощами, рисом, кисель брусничный, хлеб ржаной.
Полдник: чай с молоком, зефир.
Ужин: омлет с сосиской, компот из свежих фруктов, хлеб пшеничный.
Четверг:
Завтрак: каша пшеничная, батон с маслом, какао с молоком.
Второй завтрак: сок.
Обед: салат «Синьор Помидор», уха с зеленью, бефстроганов из печени в сметанном соусе, гречка, компот смородиновый, хлебцы пшеничные.
Полдник: какао-напиток, завитушка с повидлом.
Ужин: картофельная запеканка с мясом, салат «Чиполино» (луковый) или салат «Принцесса на горошине» (зел. горошек), напиток брусничный, хлеб ржаной.
Пятница:
Завтрак: суп молочный вермишелевый, батон с маслом и сыром, какао с молоком.
Второй завтрак: фрукт.
Обед: салат «Морковный» (отварная морковь с яблоком и луком), суп картофельный с фрикадельками и зелёным горошком, кабачки, фаршированные мясом, кисель клюквенный, хлеб пшеничный.
Полдник: чай с лимоном, печенье.
Ужин: рыба тушёная, салат «Принцесса на горошине» (зел. горошек, варёное яйцо), компот из черники, хлеб ржаной.
Правила и нормы
Немногие родители знают, что меню в детских садах составляется на 20 дней, то есть на один учебный месяц. При этом для детей разного возраста составляется разное меню. Таким образом, детские дошкольные группы разделяются на две возрастные категории, исходя из которых и подбирается рацион:
- меню для ясельной группы в возрасте детей от 1,5 до 3 лет должно включать 1540 Ккал в день;
- меню для младшей, средней и старшей группы в возрасте детей от 3 до 7 лет должно включать 1900 Ккал.
Ежедневное меню включает 4 полноценных приема пищи, между которыми должно быть 3,5-4 часа. И каждое блюдо при этом содержит определенное количество белков, жиров и углеводов. Большое значение имеет калорийность блюд, поскольку еда должна в первую очередь насыщать организм энергией.
Утром малышей в группе встречает воспитательница и вскоре после этого, когда все ребята соберутся в группе, дети садятся за стол. Первый прием пищи – это завтрак, который содержит 25% калорий от дневной нормы питания. Поэтому родителям не советуют кормить ребенка утром дома, чтобы не сбивать организм с одного режима и не портить аппетит. Максимум, что можно предложить ребенку утром дома – это кружку чая и небольшой бутерброд с маслом.
После непродолжительных игр в группе следует второй завтрак, который должен включать около 10% пищевой ценности. Как правило, детям предлагают фруктовые напитки, желе, легкий творог или сезонные фрукты.
После прогулки на свежем воздухе и активных игр на улице ребенку необходимо основательно подкрепиться. Во время обеда детям предлагают небольшие порции салата со свежими овощами, горячий суп, основное блюдо с гарниром и мясом или рыбой, а также компот и небольшой десерт в виде булочки или печенья. Обеденный прием пищи составляет около 25% энергетической ценности.
После сна детям предлагается полдник – 10% от пищевой нормы за день. Если в детском саду предусмотрено 5-разовое питание, включающее еще и ужин, то полдник остается легким, как и второй завтрак. А если предусмотрено только 4-разовое питание, то во время полдника воспитатели и нянечка стараются накормить ребенка поплотнее, чтобы он не испытывал чувства голода, пока не вернётся домой.
Варианты с ужином в некоторых детских садах рассматриваются с родителями в индивидуальном порядке. К примеру, если родители забирают ребенка из садика домой до 17: 00, то малыш ужинает дома. А если чаще всего родители задерживаются на работе до 18: 00, то последний прием пищи ребенок получает в группе. А поздним вечером ребенку можно предложить небольшой перекус перед сном, например, стакан кефира, фрукты, творог и т. д.
5 советов по составлению меню для детского сада
1.
Лучший завтрак для ребенка – каша, творожная или овощная запеканка, сырники, омлет. Все это дополняется чаем (с умеренным количеством сахара) или какао
Важно чередовать завтраки, акцент в которых делается то на белки, то на углеводы. При разработке завтрака необходимо учитывать физиологические особенности каждого воспитанника
2.
Ориентируйтесь на 4 курса при составлении меню в детском саде. Диетологи утверждают, что ЛЮБОЙ обед в ЛЮБОЕ время года должен начинаться с 50-70 грамм салата (естественно, со свежих овощей). Заправляйте его растительным маслом, полностью отказавшись от майонеза и соевого соуса.
3.
Меню должно включать не меньше 5 супов, лучше – не меньше 10. Повторяться супы могут каждые 2 недели. Овощные супы, борщ, свежие щи, уха, супы-пюре – поле для разнообразия немалое. В то же время лучше исключить рассольник, солянки, супы с грибами и супы с большим количеством пряностей.
4.
Меню должно включать не меньше, чем 10 сочетаний вторых блюд. Предпочтительное мясо – тефтели, зразы и гуляш. Жареное мясо исключается, вместо него – тушенное или запеченное. Птица должна быть постной и комбинироваться с овощным пюре. Лучший гарнир к мясу – гречка или рис. Рыбу рекомендовано совмещать с картофельным пюре. Запеканки отлично подходят на роль второго блюда. Напитки – натуральные соки, компоты и кисели.
5.
Полдник должен быть не очень калорийным и не очень объемным. Универсальный вариант – запеченное яблоко или груша. Изделия из творога подойдут в случаях, когда этот продукт не встречался на завтрак. Рисовая запеканка с фруктовой подливой также является хорошим полдником, особенно если на обед был овощной гарнир.
Использование продуктовых автоматов
В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:
а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);
б) в потребительской упаковке не более 100 грамм (мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара).
При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.
Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.
Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.
Принципы организации питания
Детское питание в любом садике любого региона России довольно жестко контролируется. Весь принцип его организации подчиняется строгим нормам. Главный принцип – диетологический. Пища для воспитанников дошкольного учреждения должна обеспечивать детский организм всеми необходимыми для роста и нормального развития веществами.
В суточном рационе обязательно присутствуют определенные соотношения белков, углеводов, липидов, витаминов и минералов. Также играет большую роль общая калорийность блюд, ведь пища для детей должна быть не только удовольствием, но и источников энергии.
Каждый день в рацион детей в обязательном порядке включаются мясо, рыба, молоко или кисломолочные продукты, яйца, масло, овощи и фрукты, хлеб, крупы. Если исключить хотя бы одну группу продовольственных продуктов, неизбежно повысится общая заболеваемость среди воспитанников – такие эксперименты проводились еще в Советском Союзе. Существующие ныне требования и принципы детского питания в ДОУ не придуманы из ничего, они целиком опираются на практику, опыты, ошибки прошлого.
Собрать в меню все эти продукты важно, но увы, недостаточно для достижения результата. Поэтому второй принцип детского питания в садике звучит так: «Блюда должны быть красивыми и привлекательными»
Даже очень полезные котлеты или салат ребенок не станет есть, если подача была совершенно непривлекательной. И никакие доводы о пользе в этом случае не помогут.
Третий принцип – регулярность. Существующие нормы подразумевают минимум 4 приема пищи, три из них должны содержать горячие блюда. Зачем это делается, объяснять излишне – без горячего питания пищеварение ребенка не может быть здоровым, а обмен веществ – полноценным. Горячим питанием должны быть обеспечены все дети, которые пребывают в садике более 3,5 часов в день. Это правило, которое действуют для всех форм садиков – частных, муниципальных, ведомственных и т. д.
А потому воспитатели, врачи, родители должны в обязательном порядке интересоваться, что и как ест ребенок, сыт ли он.
В садиках специализированных (для детей-инвалидов, со спортивным уклоном) принципы питания в целом должны соответствовать нормам, но допускается сверх требуемого добавлять некоторые продукты с учетом энергозатрат. Например, детям с малой подвижностью в силу заболеваний рекомендуется снизить количество круп и кондитерских изделий и добавить фруктов, а маленьким спортсменам, наоборот, добавляют больше углеводов, поскольку их энергозатраты в разы выше. Исходя из этого же принципа в летнее время питание всех дошколят должно быть более легким, чем в зимнее.
Нормы питания в детских садах на 2021 год
Особые требования предъявляются и к организации детского питания. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Что нельзя давать детям
- Мясо. Детям нельзя давать мясо диких животных, непотрошеных и водоплавающих птиц, коллагенсодержащую мясную продукцию, ливерную и кровяную колбасу. Помимо этого, в детских садах запрещено мясо, относящееся к 3 и 4 категориям, субпродукты, за исключением сердца, печени и языка.
- Консервы. Ограничения касаются продуктов, находящихся в банках без этикеток, со следами ржавчины или нарушенной герметичностью тары.
- Мясные и рыбные блюда. Под запретом находятся блюда, не прошедшие термическую обработку, за исключением солёной рыбы, а также изделия из мясных обрезков и мякоти голов.
- Жиры. Не допускается баранье или свиное сало, масло сливочное, жирностью менее 72%, продукция, приготовленная во фритюре, например, чипсы.
- Молочная продукция. Любые изделия на основе жиров растительного происхождения, молоко из неблагополучных сельхозрайонов или не прошедшее пастеризацию. Сметана из фляг, не подвергавшаяся термической обработке.
- Яйца. Не допускаются к употреблению в пищу яйца из неблагополучных районов (высокая заболеваемость и смертность птица), водоплавающих птиц, имеющие загрязнённую или повреждённую скорлупу.
- Кондитерская продукция. Кремы и изделия с их использованием.
- Другие блюда. Сюда включаются загрязнённые сухофрукты, грибы в любом виде, газировка, острые специи и приправы, карамель, натуральный кофе, любая спиртосодержащая продукция: кумыс, кефир, квас с содержанием алкоголя более 0.5%.
Технологическая карта
Здесь должна отображаться следующая информация:
- Полное наименование блюда;
- Рецепт, который использовался для приготовления, включая источник, откуда он был взят;
- Перечень ингредиентов, включая вес каждого в граммах;
- Масса готового блюда в граммах;
- Энергетическая ценность: количество белков, жиров, углеводов и витаминов.
Технологическая карта является документом строгой отчётности, предъявляется СЭС и другим надзорным органам при проведении проверок.
Объёмы порций для детей
Питание детей-аллергиков
Внесенные в СанПин изменения затрагивают вопросы питания детей, которым запрещены определённые виды продуктов. Однако чётких рекомендаций по этому поводу нет. В документе указано, что администрация ДОУ обязана обеспечивать малышей лечебно-профилактическим питанием.
Рецепты для детского завтрака
Молочный суп с макаронами
Молочный суп с макаронами — отличный завтрак как для ребенка, так и для взрослого человека. У многих в воображении всплывают детские воспоминания — очень часто такой суп предлагали в детских садах по утрам, и дома перед школой. А некоторых детей не заставить есть молочный суп, не сформирована пищевая привычка… Как же для ребенка приготовить суп с макаронами действительно вкусно?
Вам понадобятся:
- Макароны — 1 ст.
- Молоко — 1 л
- Вода — 1 ст.
- Масло — 20 г
- Соль, сахар — по вкусу
Способ приготовления: 1. Вылить в кастрюлю воду и молоко, дать закипеть. 2. Высыпаем макароны (я беру мелкие, вермишель) и варим до закипания 2-3 минуты. 3. Добавляем соль, сахар, масло. Выключаем плиту, накрываем крышкой и оставляем потомиться еще несколько минут.
Молочный суп с рисом
Вам понадобятся:
- Вода — 2 ст
- Молоко — 3 ст
- Рис — 1 ст
- Масло сливочное — 50 г
- Сахар, соль – по вкусу
Способ приготовления:1. Рис промываем холодной водой до тех пор, пока вода не станет полупрозрачной. 2. Выкладываем его в кастрюлю, добавляем соль, заливаем водой. Варим до тех пор, пока рис не разварится. 3. Добавляем молоко, масло, сахар. Ждем, пока все закипит. После кипения варим суп еще минут 5 на медленном огне. Накрываем крышкой, оставляем томиться 10 минут.
Яичница-болтунья
Вам понадобятся:
- Яйца — 4 шт.
- Растительное масло — 2 ч.л.
- Соль — по вкусу
- Вода — 100 мл
Способ приготовления:
- Взбиваем венчиком яйца, добавляем 100 мл кипяченой воды комнатной температуры. И взбиваем еще раз до однородности. Если вы добавите молоко, а не воду, то будет омлет, а не яичница-болтунья.
- Выливаем яичную смесь на разогретую сковороду с маслом. Когда яйца немного «схватятся», начинаем их перемешивать деревянной лопаткой до готовности.
- Солим уже в тарелке. Взрослые могут и поперчить.
Макароны
Самый любимый продукт у многих детей – это макароны. Их принято готовить на обед или ужин в качестве гарнира. Но утром вполне уместно приготовить макароны в виде запеканки. Вот рецепт:
Вам понадобятся:
- Макаронные изделия – 200г
- Протертый творог – 100 г
- Сахар – ¼ ст.
- Яйцо – 1 шт.
- Молоко – ½ ст
- Сливочное масло – смазать форму для запекания
Способ приготовления:
- Отварите макароны, слейте воду, охладите.
- Смешайте макароны, творог, сахар, взбитое с яйцом молоко. Аккуратно перемешайте.
- Выложите массу в смазанную маслом форму и запекайте в духовке при 180ºС до золотистой корочки.
Как приготовить омлет ребенку
В рационе ребенка обязательно должны присутствовать все необходимые микроэлементы, витамины, минералы. Куриное яйцо обладает оптимальным питательным набором, поскольку белок и желток содержат витамины A,D,C,E,K, аминокислоты, минералы. Поэтому в детский рацион обязательно включаются блюда с содержанием яиц. Но помните, что переизбыток продукта может вызвать аллергию. Годовалому ребенку кушать яйца можно не чаще 1-2 раз в неделю. Для детского питания используйте яйца только свежие, в качестве которых вы уверены на все 100%. Молоко для приготовления омлета лучше выбрать детское. Но если у вас есть возможность готовить с домашним фермерским молоком, то прокипятите его предварительно.
С чем сделать омлет для ребенка
Омлет с сыром и кабачками. Кабачки очистить, порезать кубиками, предварительно обжарить до мягкости. Слегка посолить. Затем кабачки заливаются будущим омлетом (взбитые венчиком 4 яйца и 100 мл молока). Довести омлет до готовности под крышкой на среднем огне и посыпать тертым сыром.
Таким же образом готовятся омлеты с другими полезными наполнителями. Сначала тушим овощи, заливаем омлетом, доводим до готовности под крышкой и посыпаем либо сыром, либо зеленью.
- С помидорами и зеленью.
- С брокколи и сыром (с 1,5 лет).
- Картофелем и зеленью (с 1 года).
- Со шпинатом (с 2 лет).
- С овощами(с 1,5 лет). Кабачок, зелень, морковь, сладкий перец.
- С морковью и цветной капустой (с 1,5 лет).
- С рыбой. Вареную рыбу разделать от костей и порционные кусочки залить будущим омлетом. Запечь в духовке.
Яичница в хлебе
Что приготовить ребенку. Для ребенка яичница в хлебе – это не только полезный, но и интересный завтрак, который поднимет настроение у вашего крохи и у всей семьи. Приготовить яичницу достаточно просто.
Приготовление: отрезаете среднего размера ломтик хлеба. Формочкой для печенья вырезаете внутри мякиш. На сковороде с растопленным сливочным маслом (или можно использовать любое растительное масло для жарки) слегка подрумяниваете хлеб с одной стороны. Вливаем в отверстие яйцо. Накрываем крышкой и на медленном огне томим минут 5. Переворачиваем ломтик с яйцом и обжариваем 2 минуты с другой стороны.
Культура питания
Культура питания
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней
Именно поэтому в яслях-саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей
При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта,
полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить. Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками
Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками
Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Клишевич Н.В.
Литература:
1.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 № 8 Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования».
2.Учебная программа дошкольного образования. – Мн., 2012.
свернуть