Психологическая готовность к обучению в школе

Интеллектуальная готовность к школе

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника непростого запаса представлений – кругозора.

Успешность обучения в школе зависит и от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. С помощью монологической речи ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Норма у мужчин

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении

Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Поиск неисправностей

При возникновении неполадок с печкой, для начала следует определить, что именно стало причиной отказа отопителя от нормального режима функционирования.

Причина

Ваши действия

Низкий уровень антифриза

Если антифриза в системе становится меньше необходимого, в контуре двигатель-радиатор прекращается циркуляция охлаждающей жидкости. Попробуйте долить, поскольку со временем его становится меньше в бачке. Если это не помогло, ищите причины дальше

Воздушная пробка

Она может образоваться при доливке антифриза в систему. Чтобы устранить пробку, необходимо немного поднять переднюю часть вашего автомобиль и включить мотор на холостых оборотах в течение 10 минут. Если воздух действительно присутствовал в системе, пробка уйдет и останется только долить охлаждающую жидкость

Выключатель

Вентилятор вращается со скоростью, заданной ступенчатым регулятором. Если вы можете включить печку только на максимальных оборотах вентилятора, а в других режимах устройство электродвигателя не работает, тогда наиболее вероятная причина в резисторе печки. Его следует заменить на новый

На максимальной скорости поток слабый

Причиной может послужить система закрытия и открытия заслонки, то есть кран. Но наиболее часто такая неполадка становится результатом загрязнения салонного фильтра. Определить это можно по затхлому запаху сырости. Замените фильтр, и проблема может уйти

Возникла течь

Это наиболее популярный тип поломки, связанный с системой отопления на ВАЗ 2110. Течи могут возникать через печку и кран. Кран — очень уязвимое место десятки и всех моделей ВАЗ. Когда десятку только начали выпускать, кран устанавливался. Затем его убрали из конструкции, а спустя еще некоторое время доработали и вернули

Лужа антифриза в салоне

Если вы заметили лужу из ОЖ под ногами переднего пассажира, а также учуяли неприятный запах, тогда следует проверить радиатор, кран. Плюс обязательно изучите текущее состояние патрубков в местах их крепления хомутами

Патрубки на ВАЗ 2110 имеют ограниченный срок службы. Примерно через 3 года они начнут дубеть, что обязательно приведет к необходимости их замены. Лучше предотвратить утечку, заменив патрубки печки немного ранее положенного срока.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций

Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время»

Педагогический подход к пониманию готовности ребенка к школе

Педагогическая готовность ребенка к школе подразумевает первоочередное развитие базовых навыков для обучения. Точкой отсчета является физическая готовность ребенка к посещению занятий, то есть отсутствие серьезных отклонений по сфере здоровья и общего физического самочувствия, препятствующих общему выполнению правил. Дети с особенностями физического развития имеют возможность обучения в специализированных школах и центрах или могут выбрать индивидуальное обучение, что является более оптимальным, поскольку выдержать общую нагрузку они не смогут.

Неподготовленность на физическом уровне может выражаться и в задержке психического развития, отсутствии сформированности необходимых функций, таких как удержание внимания, усидчивости и прочих, связанных с нервными расстройствами.

Интеллектуальное развитие имеет несколько направлений, включающих общий уровень интеллекта (определяет класс или школу, где может обучаться ребенок), а также когнитивную составляющую. Последняя подразумевает наличие базовых знаний, необходимых для первоклассника.

Думая, что в школе ребенка научат читать, писать и считать, родители совершают очень серьезную ошибку, поскольку программа обучения идет с большой скоростью и данные категории только закрепляются и автоматизируются в большинстве учебных заведений. Те, кто изначально не знает алфавита и цифр, испытывают высокие умственные и эмоциональные перегрузки, поскольку сталкиваются не только с потребностью социализации, но с овладением большого пласта ранее неизвестной информации.

Неподготовленность на когнитивном уровне часто связана с педагогической запущенностью или неправильным психологическим подходом дошкольных педагогов. В неблагополучных семьях дети могут отставать не в силу снижения интеллектуально-мнестической сферы, а за счет банального отсутствия занятий, как дома, так и в воспитательной группе. Негативная установка на обучение и как следствие игнорирование или даже бойкотирование необходимости усваивания знаний может сложиться вследствие психотравмы, нанесенной непрофессиональным воспитателем или неадекватными требованиями родителей.

Но количество знаний не всегда поможет ребенку проявить педагогическую готовность, в ситуации, когда не развиты необходимые навыки усвоения информации. Это умение выдерживать длительное сосредоточение, выполнять инструкции, слушать внимательно и с интересом – при формировании данных навыков у ребенка, педагог начальных классов может легко скорректировать пробелы в знаниях.

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Психологическая готовность

Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:

  • интеллектуальную;
  • личностную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую готовность.

Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).

Интеллектуальная готовность

Будущий первоклассник должен:

  • уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
  • иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
  • уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.

Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.

Личная и социальная готовность

Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:

  • понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
  • коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
  • умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
  • умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.

Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность

Обучение в школе — это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами)

Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте)

До поступления в первый класс ребенка нужно:

  • научить поднимать руку и переспрашивать, если ему непонятно объяснение;
  • объяснить, что не всегда его будут спрашивать, даже с поднятой рукой, не всегда будут хвалить именно его, донести до ребенка, что главная задача — готовиться к урокам, делать это для собственного развития;
  • научить спокойно проходить разочарования, проигрыш, не воспринимать подобное как конец света;
  • помогать выполнять те задания, которые не очень нравятся, но они необходимы, ребенок должен привыкнуть делать те вещи, которые даются не для развлечения, для которых нужна усидчивость и сила воли;
  • прививать интерес к обучению, к получению новых знаний;
  • формировать позитивный образ школы, рассказывать, как полезно и интересно будет общаться с одноклассниками, что обязательно появятся новые друзья (и прикладывать собственные усилия к этому в дальнейшем: знакомиться с родителями, приглашать одноклассников в гости, закидывать в школьный рюкзак сладости для приятелей — это мелочи, которые помогут ребенку завести друзей и чувствовать себя комфортнее в школе).

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.

Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов

Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.

Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.

Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.

Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.

Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.

Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.

Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Психологическая готовность не является монолитным образованием и имеет собственную структуру, состоящую из трех больших категорий, каждая из которых включает свои блоки.

Личностная готовность ребенка к обучению является определяющей в течение всего адаптационного и учебного процесса. Именно сюда входят такие параметры, как мотивация обучения, причем основанная на социальных изменениях собственной роли и функции, вступлении во взрослую жизнь и потребность занять в ней не последнее место.

Важным моментом личностного формирования является установление адекватного самовосприятия и самоосознания. Сюда входит и самооценка, формирующаяся на данном этапе уже из собственных суждений, а не только отношения или высказывания взрослых. Возможность ребенком оценивать свои физические и интеллектуальные навыки, возможности и недоступные действия помогают ориентироваться в требованиях школы. Адекватное восприятие и понимание слабых сторон помогает не только брать соответствующую нагрузку, но и распределять время на выполнение. Неподготовленность в данном контексте проявляется затянувшимся выполнением домашних заданий или резким снижением мотивации достижения при обманных неудачах.

Развитие коммуникации проявляется в конструктивном выстраивании отношений со сверстниками и старшими, понимание и разграничение допустимых форм обращения и вопросов. Сюда же относится проявление инициативы в установлении контактов, проявлении активного взаимодействия на уроке в контексте заданной темы.

Эмоциональная готовность к обучению в школе, как часть личностной подразумевает контроль в выражении эмоций, умение регулировать аффективные реакции. Также тут важным моментом является развитие более высших и сложных переживаний, таких как радость от познания нового или огорчение от отсутствия достижений.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе представляет собой следующую большую группу в структуре общей готовности. Она включает достаточный уровень развития базовых процессов внимания, мышления, интеллектуально-мнестической сферы. Тут необходим осознанный контроль над данными процессами и понимание ребенка, какие именно функции задействуются при определенных действиях. Речевое развитие относится к этой же категории и подразумевает не столько знание алфавита, сколько знакомство с фонетической и грамматической стороной построения предложений, возможности различения диалоговой и монологовой манеры общения и прочее.

Волевая готовность к школе характеризуется способностью устанавливать ближайшие и долгосрочные цели и следовать их выполнению, путем сосредоточения усилий, жертвованием другими мотивами. Важными качествами является контроль и произвольность собственного поведения и умение ребенка подчинять свои поступки требованиям системы, выполняя заданные образцы или же способность к самостоятельной коррекции ошибочных поступков после замечания.


Мы в телеграм! Подпишитесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector