Считалки для детей

Содержание:

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

  1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
  2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
  3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
  4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки на английском языке

Five little bees

One little bee blew and flew.

He met a friend, and that made two.

Two little bees, busy as could be —

Along came another and that made three.

Three little bees, wanted one more,

Found one soon and that made four.

Four little bees, going to the hive.

Spied their little brother, and that made five.

Five little bees working every hour —

Buzz away, bees, and find another flower.

***

Eeny, meeny, miny, moe

Eeny, meeny, miny, moe,

Catch a tiger by the toe.

If he hollers, let him go,

Eeny, meeny, miny, moe.

***

One to ten

One for sorrow,

two for joy,

three for a girl,

four for a boy,

five for silver,

six for gold,

seven for a secret,

never to be told,

eight for a wish,

nine for a kiss,

ten for a time

of joyous bliss.

Считалки на букву Ш

Швинчик, бринчик вон пошёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.

* * *
Шёл домой
От Вани Саня
И не встретил никого.
Шёл домой от Сани Ваня
Встретил Ваня Никого.
И спросил у никого:
— Ты кто?
— Я — никто.
— Ты где?
— Я — нигде.
— Ты откуда?
— Ниоткуда.
— Ты куда?
— Никуда.
— Ты мне враг?
— Никогда.

* * *
Шёл мужик мимо больницы,
Нашёл новы рукавицы,
Думал, думал, куда деть —
Решил на ноги надеть.

* * *
Шёл с получки
По толкучке
Толстый дядя Робинзон,
И с получки
На толкучке
Приобрел себе он зонт.
Зонт дешевый, трехрублевый,
Но зато такой здоровый,
Чтобы спрятаться под ним
Можно было бы троим!

* * *
Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.

* * *
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому – гриб,
Кому – два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

* * *
Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав,
А за ними — поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю?

Новогодние детские песни слушать удобно в этом плейлисте >>> 75 песен к Новому Году

Тексты всех этих новогодних песен с самими песнями вы найдете здесь >>> Детские Новогодние Песни тексты +

Новогодние мастер-классы и не только смотрите на нашем YouTube-канале >>> Любимые Дети. Раннее Развитие…

С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям! Ваша Наталья Мэй.

Если Вы ищете способ обезопасить своего ребенка, Вас могут заинтересовать Детские GPS-часы со встроенным телефоном и кнопкой SOS.

Нажмите на картинку ниже и узнайте подробности 

Категория: Сказки и стихи, Тексты

Подборка считалок для малышей до года

Для малышей до года тексты считалочек максимально просты и ритмичны. При этом хорошо производить какие-либо действия рядом с ребёнком: поначалу хлопать в ладоши, в дальнейшем — «считать» любимые игрушки малыша. Это будет отличная тренировка не только памяти, но и ритма младенца.

Для детей до года считалочки совмещаются с прихлопываниями

Примеры считалочек:

  • Тише, мыши! Кот на крыше.А котята — ещё выше!Кот пошёл за молоком,А котята — кувырком,Кот пришёл без молока,А котята: — Ха-ха-ха!
  • Я — зверёкИ ты — зверёк.Я — мышонок,Ты — хорёк.Ты хитёр,А я умён.Кто умён,Тот вышел вон.
  • Я пойду на улицу,Там поймаю курицу.Привяжу её за хвост —Это будет паровоз!
  • Чики-чики-чикалочки,Едет Ваня на палочке,А Дуня в тележкеЩёлкает орешки.

  • Наша МашаРано встала,Кукол всехПересчитала:Две МатрёшкиНа окошке,Две АринкиНа перинке,Две ТанюшкиНа подушке,А ПетрушкаВ колпачкеНа дубовомСундучке!
  • Мальчики, как зайчики,Девочки, как белочки,Прыгают и скачут,Упадут — не плачут.За окошком не сиди,К нам скорее выходи!На зелёненький лужокВыходи ко мне, дружок!
  • Теремок миндальный ,Теремок хрустальный,Теремок простой,Выходи, дружочек мой!

Считалки для детей на английском языке

Alphabet

A B C D E F G
come on out and play with me.
H I J
come and play.
K L M
come with them.
N O P
near the tree.
Q R S T U V
Oh, how happy we will be.
W X Y Z
Lot’s of fun for you and me.

***

One to ten

One for sorrow,
two for joy,
three for a girl,
four for a boy,
five for silver,
six for gold,
seven for a secret,
never to be told,
eight for a wish,
nine for a kiss,
ten for a time
of joyous bliss.

***

Five little bees

One little bee blew and flew.
He met a friend, and that made two.
Two little bees, busy as could be –
Along came another and that made three.
Three little bees, wanted one more,
Found one soon and that made four.
Four little bees, going to the hive.
Spied their little brother, and that made five.
Five little bees working every hour –
Buzz away, bees, and find another flower.

***

Eeny, meeny, miny, moe
Eeny, meeny, miny, moe,
Catch a tiger by the toe.
If he hollers, let him go,
Eeny, meeny, miny, moe.

Значение-назначение

Детские считалки для детей — составляющие фольклора, который является важной культурной составляющей детства. Через него ребенок учится говорить красиво, разнообразно, выразительно, грамматически грамотно, отчетливо

Чувства, эмоции малыша становятся ярче, ощущения — острее.

Есть мнение, что усвоение младенцем речи происходит до смыслового ее осознания. Взаимосвязь звуков, предметов улавливается интуитивно. Прочитанные взрослым вслух книги оставляют в памяти отпечаток, впоследствии проявляются. Считалки можно на этом этапе рассказывать как стихи, сопровождая слова игровыми действиями.

Раз — пальчик,

2 — пальчик,

3 — пальчик,

7

Не понимают чего-то совсем.

Пальчик — 4,

Пальчик — 9

Фортепиано решили проверить.

5 — пальчик,

6 — пальчик,

8, 10

Тянутся к солнцу — счастливому детству.

Рассказывая считалку, мама берет сына за пальцы, задает им направление. В ответ слышен веселый смех — признак удовольствия от игры. Став постарше он будет готов учиться на пианиста, четко ощущая подушечки, обладая высокой координацией пальцев. Положительно отразится приобретенный навык на выработке скорости печати.

Через считалки ребенок вводится в курс наук, с которыми ему предстоит встретиться в школе: родной, иностранный языки, литература, культура, искусство, основы астрономии, география, анатомия. Игра необходима. Если ограничиться базовыми моментами обучения счету, чтению, письму, на определенном этапе школьного обучения имеющихся знаний окажется недостаточно. Взрослый сделает большое упущение, не научив малыша выстраивать собственные логические умозаключения, анализировать. Возникнет барьер непонимания учебной дисциплины, который преодолеть нелегко.

Много внимания следует уделять развитию языковому, математическому. Через считалки оно органично связывается с моралью. Постепенно зарождается уникальный индивидуум. Придумывая собственные считалки, родители воспитывают человека неповторимого, жизненный путь которого захочется впоследствии проследить его детям.

Считалки на английском языке

Языковое сознание формируется в раннем возрасте. Занятия по родному языку лучше не отделять от изучения иностранного. Алфавит, счет прекрасно усваиваются с помощью детских считалок. Для параллельного восприятия хорошо давать детям стихи сразу на 2 языках:

1, 2 больших сапога.

3, 4 калитку открыли.

5, 6 палок не счесть.

7, 8 ровно их сложим.

9, 10 курицу взвесить.

11, 12 пора собираться.

13, 14 приходим в 11.

15, 16 пора подкрепляться.

17, 18 мамам не дождаться.

19, 20 мне уже хватит.

Под водой океана скрылись в глубине

Маленькие рыбки. И молчат во сне.

Хлопни в ладоши и топни ногою.

Водить будешь ты с мудрою головою.

Подскажет посох, кто здесь главный.

И будет править малый славный

Страною ближнею и дальней.

Смелее! Ты наш царь Биральдэй.

Пчелка, пчелка,

Сядь на елку,

Спой народу,

Дай всем меду!

Подбор детских считалок для дошкольного возраста осуществляется каждым родителем, воспитателем по его личному усмотрению, исходя из того, что известно о конкретном ребенке.

Считалки на английском

Не секрет, что детям легче дается изучение иностранных языков. Они легко запоминают новые слова и устойчивые выражения. Для юных полиглотов мы собрали онлайн детские стихотворения-считалочки на английском языке. Представленные ниже стишки помогут ребенку освоить счет и выучить новые слова.

Alphabet

A B C D E F G come on out and play with me. H I J come and play. K L M come with them. N O P near the tree. Q R S T U V Oh, how happy we will be. W X Y Z Lot’s of fun for you and me.

One to ten

One for sorrow, two for joy, three for a girl, four for a boy, five for silver, six for gold, seven for a secret, never to be told, eight for a wish, nine for a kiss, ten for a time of joyous bliss.

Five little bees

One little bee blew and flew. He met a friend, and that made two. Two little bees, busy as could be — Along came another and that made three. Three little bees, wanted one more, Found one soon and that made four. Four little bees, going to the hive. Spied their little brother, and that made five. Five little bees working every hour — Buzz away, bees, and find another flower.

Eeny, meeny, miny, moe

Eeny, meeny, miny, moe, Catch a tiger by the toe. If he hollers, let him go, Eeny, meeny, miny, moe.

Under the ocean

Under the ocean, green and deep Lie the fishes fast asleep, Under the arm and over the shoe, Tap on the head, and out goes YOU!

Bee

Bee, a bee, a bumblebee Stung a man upon his knee And a hog upon his snout, I’ll be dogged if you ain’t out!

One-ten

One-have some fun, Two-I like you, Three-watch TV, Four-run to the door, Five-learn to drive Six-learn to fix, Seven-jump seven, Eght-dont ‘be late, Nine-feel fine, Ten-say it again!

Как появились считалки?

Считалка — один из жанров мирового фольклора. Она пришла в детскую литературу из древности.

Существует две версии происхождения считалок.

  1. Согласно первой, она была способом распределения домашних обязанностей. В те времена людям приходилось много трудиться, чтобы добыть себе кусок хлеба. Работа была тяжелой, а порой — опасной, чтобы в семьях не возникало конфликтов по этому поводу, придумали считалку.
  2. Согласно второй версии считалка — это зашифрованный код, используя который наши предки общались между собой, собираясь на охоту. Они верили, будто животные понимают человеческую речь. Охотники придумали «тайные» слова, чтобы те не прознали об их планах.

Зачем учить считалки?

Помимо того, что считалка «помогает» организовать игру, она еще «обучает»: в процессе игры у ребенка тренируется память и координация движений, тренируется чувство ритма, стимулируется творческое мышление.

Но и это еще не все: кроме обучающей функции детские стихотворения-считалки онлайн имеют и воспитательную. Участвуя в игре, малыш понимает, что в коллективе есть определенные правила, которые он должен исполнять, если хочет быть его частью. Он осознает, что, выпавшая ему роль, требует от него исполнения определенных действий, исполнять которые он должен несмотря ни на что.

А еще, психологи утверждают, что дотрагиваясь до других детей во время считалки, ребенок учится доверять и выстраивать взаимоотношения.

Вернуться в раздел Детские стихи

Астрономические считалки

Не все родители согласятся, что маленькому ребенку нужны знания об обширном космосе. Для формирования полноценного представления о мире, развития воображения минимальный объем информации необходим. Про Солнечную систему, планеты, созвездия стоит рассказать самое основное, объяснить, что это такое. Малыш с удовольствием познакомится с понятием галактики, станет отыскивать на небе полярную звезду. Планеты запомнить легко через считалку А. Хайта:

Запомнив планеты, дети начнут разбираться со спутниками, лепить из пластилина космические микромодели. Особо одаренные гении перейдут к созданию собственных вымышленных вселенных

Важно не запустить игру слишком далеко, чтобы ребенок не оторвался от мира. Губить в зародыше уникальное начинание несправедливо

Родителям следует очень серьезно, внимательно подходить к занятиям о космосе.

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Считалки для детей 6, 7, 8 лет: подборка считалочек в школу и детский сад

Большинство из нас помнит забавные короткие стишки, при помощи которых в детстве мы определяли ведущего для игры или того, кто сегодня пойдёт в магазин за хлебом. Считалка — жанр детского фольклора, популярный во все времена!

Старшеподготовительная группа детского сада и первые классы школы — время интересных детских игр. Ребята самостоятельно выбирают игру, проговаривают правила, распределяются по командам и/или выбирают ведущего. Без считалок не обойтись.

Считалки сопровождают многие детские игры, например, салки

Воспитатели и учителя разучивают и используют с детьми считалки в различных режимных моментах.

  • На занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью) в детском саду и уроках в школе:
    • ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)/математика,
    • окружающий мир,
    • литературное чтение.
  • На физкультурных занятиях.
  • Во время прогулки (в детском саду и на продлёнке в школе).

Разучивать с детьми 6–8 лет считалки можно на уроках литературного чтения

Разучивать считалки с детьми 6–8 лет и весело, и полезно

Видео: считалки первоклассников

Видеозапись является частью проекта по считалкам. Учащиеся первого класса знакомились с этим литературным жанром. Каждый ученик выбрал считалку по вкусу, заучил и проиллюстрировал её. Идею проекта можно рекомендовать для подготовительной группы детского сада. Совет: итог работы представьте во время фольклорного праздника или оформите выставку работ.

Использование в работе воспитателя и учителей считалок помогает всестороннему развитию детей 6–8 лет. Весёлые стишки служат совершенствованию артикуляции, развитию памяти, расширению кругозора.

Народные считалки

  • Лиса по лесу ходила,Громким голосом вопила.Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела —Мужу двое,Себе троеИ детишкамПо лаптишкам!Словосочетание «лычки драла» дети должны объяснить, это может быть домашним заданием
  • Шла Марфушка по тропинкеИ несла в руках корзинку.В этой маленькой корзинкеЕсть различные цветы:Роза, ландыш, незабудки,Голубые васильки.

Считалки о детях

  • Чаби-Чаляби! Чаляби-чаби-чаби!Мы набрали в рот воды И сказали всем: «Замри!»А кто первый отомрёт, Тот получит шишку в лоб!Дети всегда верили в чудеса и магию, объяснить некоторые слова в считалках невозможно — это отголоски древних заклинаний («чаби-чаляби», «эники-беники»)
  • Выпал снег на поля,Прибежала детвора.Раз, два, три, четыре, пять —Будем бегать и скакать,Будем мы в снежки играть.Для зимних игр во дворе — зимние считалочки
  • Раз, два, три, четыре, пять,Будем в прятки мы играть.Небо, звёзды, луг, цветы —Выходи из круга ты!
  • Раз, два, три, четыре,Пять, шесть, семь, восемь —Ходит бабкаС длинным носом,А за нею дед.Сколько деду лет?Говори поскорей,Не задерживай людей!
  • Жили-были три селёдки:Куля, Муля и Балда.Куля, Муля спали вместе,А Балда спала одна.Смешные персонажи и имена (например, селёдка Балда) в считалках дарят хорошее настроение детям и вызывают желание заучить стишок
  • Дора, Дора, помидора,Мы в саду поймали вора.Стали думать и гадать,Как же вора наказать.Мы связали руки, ногиИ пустили по дороге.Вор шёл, шёл, шёлИ корзиночку нашёл.В этой маленькой корзинкеЕсть рисунки и картинки.Раз, два, три,Кому хочешь, — дари!
  • Шла весёлая собака,Чики-брики-гав!А за ней бежали гуси,Головы задрав,А за ними — поросёнок,Чики-брики-хрю!Чики-брики, повтори-ка,Что я говорю?
  • Раз, два, три, четыре,Жили мошки на квартире.К ним повадился сам-друг,Крестовик — большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы просим:Ты, обжора, не ходи!Ну-ка, Мишенька, води.Детям нравятся считалки, в текст которых легко подставить собственные имена
  • Раз — Меркурий.Два — Венера.Три — Земля.Четыре — Марс.Пять — Юпитер.Шесть — Сатурн.А ещё Уран, Нептун.И ещё учтём Плутон.Наше Солнце чемпион!Запомнить названия и порядок планет Солнечной системы поможет считалка
  • Я вчера летал в ракете,На далёкой был планете.Там обедал в синеве,А под вечер был в Москве.Из ракеты той, друзья,Самый первый вышел я.
  • На английском: Eeny, meeny, miney, moe, (Ини, мини, майни, моу,)Catch a tiger by his toe, (Поймал я тигра за ногу,) If he squeals, let him go, (Как зарычит, так отпущу,)Eeny, meeny, miney, moe. (Ини, мини, майни, моу.)
  • На татарском: Берәү, (Один)Икәү, (Два)Өчәү, (Три)Дүртәү… (Четыре)Санарга өйрәнәбез. (Учимся считать)Әллә никадәр сан белеп (Очень много цифр узнав)Кайтабыз өйләргә без. (Мы идём домой)Без саныйбыз да саныйбыз, (Мы считаем да считаем)Саный-саный арыйбыз. (Читаем-читаем и устаём)

Видео: любимые считалки первоклассников

Грамотно подобранные считалки — это интересный материал для занятий и эффективное средство для развития устной речи и памяти.

  • Мария Скопина
  • Распечатать

Заумные считалки

Перводан, другодан,

На колоде барабан,

Свиристель, коростель,

Ёжик!

***

Эне, бене, раба,

Квинтер, финтер, жаба.

Эне, бене, рес,

Квинтер, финтер, жес!

***

Эни, бени, рики, таки,

Урба, урба, сентербряки,

Эус, дэус, космодеус — бац!

***

Эники-беники ели вареники,

Эники-беники — клёц!

Вышел весёлый матрос.

***

Экете, бекете, экете, ме,

Эки, пеки, грамотеки,

Абуль, фабуль, мине.

***

Жил был граф

Пузо-Бузо-Лаперузо,

пара гвоздей

ганабуза,

граф Вируза

да бутыль.

Цынь-цынь,

полатынь,

попрыгунья,

полатунья,

ели мули,

сансыбильи,

флек, флек, флек. 

***

Эна деу рики факи,

Торба, орба, онба, смаки,

Деу-деу, косметеу,

Смаки бакас!

Математические знания при помощи считалок

Математика — предмет не из легких. Велико его значение в развивающем плане. Мировосприятие, понимание, по мнению некоторых педагогов, зависит от него. Математическое развитие есть познание через логику основных понятий, их осмысление, усвоение.

Научиться считать должен каждый. Способность мыслить математически важна. Сначала ребят надо познакомить с цифрами, чтобы они выучили их внешний вид, названия. Ассоциативное мышление поможет. Любую цифру можно сравнить с предметом действительности, создать сказочного персонажа. Такие стихи интересно использовать для пересчета, если они достаточно ритмичны.

Единица есть не птица,

Не ворона и не аист.

Это хитрая лисица.

И о ней никто не знает.

Утка-двойка приплыла,

Всех утяток созвала,

В дальний край они собрались,

Дружно все пересчитались.

Тройку кто-то потерял

И неправильно назвал.

Это гребень наш волшебный,

Он расчесывает нежно.

Слон Архипыч вдруг заснул,

Носом стул перевернул,

Улыбнулся он пошире

И назвал его четыре.

Дайте дети отгадать,

Где гуляет цифра пять?

Это гусеничка Настя

Ждет от нас в подарок сласти.

Когда дети числа узнали, запомнили, стоит устроить им тренировку. Практиковаться в прямом, обратном счете снова помогут считалки.

Раз, 2, 3, 4, 5,

Солнце с неба не достать.

5, 4, 3, 2, раз,

Солнце нежно греет нас.

6, 7, 8, 9, 10,

Мир вокруг нас интересен.

10, 9, 8, 7,

6 запутанных проблем.

11, 12,

Попробуйте разобраться.

Разбираться идет тот, кого при пересчете коснулась рука. Задания придумываются любые, необязательно по математике, другому учебному предмету. Элемент игры оставляет простор для фантазии воспитателя, родителей.

После завершения отработки называния цифр переходить к освоению арифметических операций вполне логично. В качестве примера хорошо подходит считалка Натальи Капустюк:

Если дополнительно разыгрывать считалку как костюмированную сценку, усвоение произойдет быстрее, с большим желанием продолжать.

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Мирилки для детей — детские стихи-мирилки для дошкольников

Пальчик за пальчик

  • Пальчик за пальчикКрепко возьмемРаньше дрались,
  • А теперь ни по чем.

Не дерись

Не дерись, не дерись,Ну-ка быстро помирись!

Мирись, мирись

Мирись, мирись, мирисьИ больше не дерись.А если будешь драться,То я буду кусаться.А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

Ссориться не будем

  1. Ссориться не будем.Будем мы дружить,Клятву не забудем,
  2. Пока мы будем жить!

Хватит сердиться

Хватит нам уже сердиться,Поскорей давай мириться:— Ты мой друг!— И я твой друг!Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

Давайте все мириться

  • Давайте все миритьсяИгрушками делиться.А кто не станет мириться-
  • С тем не будем водиться!

Давай дружить

  1. Чем ругаться и дразнитьсяЛучше нам с тобой мириться!Очень скучно в ссоре жить,
  2. Потому – давай дружить!

Солнце

  • Чтобы солнце улыбалось,Нас с тобой согреть старалось,Нужно просто стать добрей
  • И мириться нам скорей!

Тёплый лучик

  1. Солнце выйдет из-за тучек,Нас согреет тёплый лучик.А ругаться нам нельзя,
  2. Потому что мы друзья.

Подружки

Давайте не ссориться подружки,Нам ведь так грустно друг без дружки!

Стихотворения, которые произносятся в процессе примирения, имеют необычную форму некой клятвы, где мальчики и девочки обещают друг другу найти взаимопонимание и навеки остаться друзьями. Во время произношения дети перекрещивают свои мизинцы, а третий человек их «разбивает». Так мирилки становятся особыми правилами для помирившихся.

Стихи учат дружить. В строках заключен важный смысл верности и добра. Они воспитывают никогда не предавать своих товарищей.

Равенство – вот цель этих стихов и вообще дружбы. Все равны: если один за всех, то все за одного. Не бывает тех, кто хуже, и тех, кто лучше. В споре вовсе не выделяют проигравшего и победившего. Находиться простейший компромисс без особых условий, который с легкостью всеми принимается на общих основаниях. Совсем не возникает вопроса: а почему так? В нем просто нет смысла.

Ценность дружбы в стихах-мирилках достигается поднятием нравственных человеческих ценностей. Возможно, дети их не поймут, но непременно усвоят.

Искренность в отношениях зачастую сравнивается с солнечным теплом, зайчиком или божьей коровкой. Такие вещи в детском возрасте служат важными ориентирами непорочной доброты. Для взрослых это играет важную роль в воспитании.

Стихи учат терпимости к чужим недостаткам, что рождает явление толерантности.

Помирившись, довольные малыши с радостью пойдут вместе играть и веселиться. Ведь так скучно быть поодиночке. Грусть разлуки между друзьями описывается в стихах, как что-то плохое – то, что нужно исправить.

Легко мириться

Порой так сложно заставить обиженных детей подойти друг к другу и помириться. Для этого им нужно переступить через упрямую гордость и сказать непростые предложения. Тут на помощь приходят мирилки. Простая рифма, а также легкие для понимания слова быстро запомнятся малышам и будут всегда служить поводом, чтобы найти общий язык со сверстниками.

Для этого нужно помочь детям выучить наизусть один или два таких четверостишья. Короткие строки не забудутся, и не нужно будет после каждой ссоры напоминать малышам нужные слова.

Взрослые неприятности

Нередко ссоры случаются с родителями, близкими людьми, воспитателями и другими взрослыми. Они возникают в случае непослушания ребенка или его плохого поведения, а может просто сильно взвинченные родители сорвались и грубо накричали.

Не стоит раздувать из этого большую проблему, любые конфликты с детьми можно также решить. Мирилки, произнесенные взрослым или самим ребенком, помогут забыть негативные моменты и смыть обиды.

Благодаря приятому моменту примирения, они научат слушаться старших, уважать и любить их.

Считалки как часть повседневной жизни

Рутину для детей необходимо разбавлять. Не нужно все время проводить за игрой, учебой. Простые задания по уборке квартиры, стирке, походу за покупками можно превратить в увлекательное представление. Считалка определяет очередность стирки вещей, откуда начать стирать пыль, какой товар снять с полки супермаркета. Некоторые капризные маленькие люди долго выбирают, что им съесть на обед. Если продукты-блюда посчитать, выбор произойдет быстрее, эмоционально активнее. Возможно даже перевоспитание. Стихи могут быть любыми. Хорошо включать в них воспитательный элемент.

Перед сном, едой, во время умывания, причесывания можно проговаривать считалки, индивидуально подстроенные под ситуацию.

Можно играть, моя посуду: считать тарелки, ложки, стаканы, импровизируя, придумывая каждый раз новую считалку.

Игровая организация быта превратит детей в оптимистов, изменит их отношение к простому, сделает существование ярким.

Считалки для детей подготовительной группы

В работе с детьми седьмого года жизни можно использовать иностранные фольклорные произведения, что вызовет интерес дошкольников подготовительной группы к культуре разных народов мира, повысит познавательную активность и расширит кругозор. Примеры считалок из иностранного фольклора:

  • 1, 2, 3, 4, 5.Поймал рыбку я опять.6, 7, 8, 9, 10.Отпустил её, не смейся.Я скажу тебе: Эх ты!Снова вышло — водишь ты! (Английская).
  • Ана-бана, Ана-бана, Мыться не хочу Из крана! — Ах, не хочешь! Ну так что ж, Значит, в гости Не пойдёшь! (Грузинская, автор Маквала Мревлишвили, перевод Якова Акима).

  • Если б я жирафом был, Я б по крышам не ходил, А заглядывал в чердакПросто так. (Французская, перевод В. Микина).
  • Ты да я — считаем снова:Есть у пекаря корова,А у мельника осёл,Я остался, ты — ушёл! (Немецкая, перевод В. Микина).
  • Знаешь буквы А, Бе, Це? Сидит кошка на крыльце, Шьёт штанишки мужу, Чтоб не мёрз он в стужу. (Чешская, перевод С. Маршака).

  • Катилась торбаС великого горба.В этой торбе:Хлеб, пшеница, Кому придётся,Тот будет делиться. (Украинская).

У старших дошкольников большой интерес вызывают считалки, в которых фигурируют персонажи любимых мультфильмов:

  • Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда!Разбегайтесь кто куда!

  • Астерикс и Обеликс Два лентяя — высший сорт. Астерикс и Обеликс —Запивают пивом торт.Кто мне верит без оглядки —Марш искать: играем в прятки!

Видео: считалочка от 1 до 20

Watch this video on YouTube

Дети в любом возрасте открыты новому и талантливы. Раскрыть и стимулировать их талант помогут правильно подобранные разнообразные считалки.

Описание считалок для детей 6–8 лет

Старшеподготовительная группа детского сада и первые классы школы — время интересных детских игр. Ребята самостоятельно выбирают игру, проговаривают правила, распределяются по командам и/или выбирают ведущего. Без считалок не обойтись.

Считалки сопровождают многие детские игры, например, салки

Воспитатели и учителя разучивают и используют с детьми считалки в различных режимных моментах.

  • На занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью) в детском саду и уроках в школе:
    • ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)/математика,
    • окружающий мир,
    • литературное чтение.
  • На физкультурных занятиях.
  • Во время прогулки (в детском саду и на продлёнке в школе).

Разучивать с детьми 6–8 лет считалки можно на уроках литературного чтения

Таблица: примеры использования считалок в обучении детей 6, 7, 8 лет

Вид/тематика считалок Использование
Старинные, народные
  • Для ознакомления детей с особенностями устного народного творчества,
  • в изучении малых фольклорных форм (потешки, пестушки, прибаутки и другие),
  • в качестве материала для заданий по чтению («Объясни значение слов», «Какие слова рифмуются», «Вставь пропущенные слова»).
Короткие Для быстрого избрания участника из группы детей (перед игрой).
Космические
  • На занятиях по изучению окружающего мира,
  • для сюжетных игр (типа «Космическое путешествие»).
О сверстниках
  • Привлечение интереса к новым играм,
  • Заучивание наизусть считалки весёлой, но длинной (развитие произвольной памяти).
На иностранном/национальном языке Для изучения новых слов— в том числе имён числительных — на занятиях по изучению второго языка (английского, немецкого, татарского и других).

Разучивать считалки с детьми 6–8 лет и весело, и полезно

Видео: считалки первоклассников

Watch this video on YouTube

Видеозапись является частью проекта по считалкам. Учащиеся первого класса знакомились с этим литературным жанром. Каждый ученик выбрал считалку по вкусу, заучил и проиллюстрировал её. Идею проекта можно рекомендовать для подготовительной группы детского сада. Совет: итог работы представьте во время фольклорного праздника или оформите выставку работ.

Мероприятия-спектакли

Праздник для детей — событие. Подготовка к нему начинается за год вперед. Игры, сказки, представления, концерты — все это неотъемлемая часть активного досуга. Если органично объединить вышеперечисленное, приправив считалками, блюдо получится незабываемым.

Начать может ведущий. Рассадить в определенном порядке гостей, зрителей. При помощи детских считалок.

Актеры изображают все, о чем говорится в стишке. В середине мероприятия со зрителями полезно сыграть для «встряски».

Вместо стихов Т. Белозерова дети могут написать свои собственные. Основное представление можно «соткать» из разных считалок. В качестве примера можно обратиться к новогодней посчитайке Татьяны Шатских:

Деда Мороза выбрать интереснее из гостей. Как у Лоры Репенинг.

Считалочное прощание на таком празднике уместно.

Праздник — фантазия, творчество. Написать сценарий вместе с детьми, родителями, выдумывая авторские считалки, станет важным шагом к сплочению коллектива, переходом на новый этап в воспитательной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector