Как научить ребёнка говорить

Содержание:

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей

Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

Читаем предложениями

Освоив чтение слов, переходите к предложениям, а затем к небольшим текстам. Есть специальные издания для начинающих читать детей

Важно, чтобы чтение доставляло удовольствие ребенку, было сложным, но выполнимым

Какие трудности чаще всего возникают на этом этапе?

Звукослияние. Если ребенок произносит каждый звук по отдельности, но слитно произнести не получается, нарисуйте дорожку, по краям напишите две буквы слога. Поставьте пальчик ребенка на первый звук, тяните его, пока «бежите» по дорожке до второго. Протяните вместе с ребенком звуки, покажите, как они сливаются в слово.

Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Чтобы не сформировать привычку несколько раз прочитывать и проговаривать слово, внимательно наблюдайте, как читает ребенок. Не торопитесь переходить от слогового чтения к чтению словами, иначе ребенок привыкнет сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывать целым словом.

Антиципация. Так называется смысловая догадка, умение предполагать логику текста. Очень полезное умение, но на первых этапах обучения чтению приводит к ошибкам. Ребенок, торопясь прочитать слово и получить одобрение, «опускает» окончания, прочитав только первый слог, «додумывает» слово. Чтобы преодолеть такие ошибки, предложите игры со словами, например, почитать «тарабарские» стихи — набор рифмующихся сочетаний звуков. И вновь не «подгоняйте» ребенка в овладении навыком чтения. Это длительный и сложный процесс.

Старайтесь сразу ориентировать ребенка на осмысленное чтение. Перед чтением рассмотрите иллюстрации, прочитайте заголовок, предположите, о чем этот текст, задайте вопросы. Во время чтения задавайте уточняющие вопросы на понимание уже прочитанного, проясняйте значение новых слов. После прочтения обсудите, о ком прочитали, что он/она делают. Нарисуйте, разыграйте прочитанные истории.

Для преодоления медленного чтения развивайте у ребенка память, внимание. Играйте со словами и в слова, расширяйте словарный запас

Успешность обучения чтению определяется развитостью мышления, памяти и речи, сформированной мотивацией.

С какого возраста учить ребенка считать?

Точного срока не сможет назвать родителям даже специалист, но если принимать во внимание психологию ребенка, то начиная с трехлетнего возраста, мозг ребенка вступает в ту фазу развития, когда у карапуза возникает потребность в получении новой информации и знаний. На этом этапе малыш начинает схватывать все на лету, его можно учить считать, читать, рисовать, он будет впитывать все знания как губка. Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности

Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности.

Именно этот возраст является лучшим периодом для ознакомления ребенка с цифрами. Однако можно приступать к обучению и с полутора лет. В этом возрасте дети уже способны отличать одну цифру от другой, хотя пока полноценный счет для них непосильная задача.

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Первая техника: Обращайте внимание на язык тела вашего собеседника

Результаты научных исследований указывают на то, что слова отвечают далеко не за всю информацию, передаваемую во время общения. Большая ее часть передается с помощью языка тела (55%), а также тона и тембра голоса (30%). Вы наверняка встречались с ситуациями, когда, казалось бы, добрые и позитивные слова, произнесенные несоответствующим тоном голоса, превращались в свою полную противоположность? А ведь это лишь верхушка айсберга.

При этом вы не должны бросаться и в другую крайность, направляя все внимание на попытки прочесть язык тела собеседника в ущерб всему остальному. Не переключайтесь в аналитический режим и не будьте излишне напряжены

Пусть ваш разум будет расслабленным и текучим. Примите удобную позу, откиньтесь на спинку кресла и просто наблюдайте.

Вот лишь несколько примеров языка тела, на которые нужно обращать внимание во время разговора:

1

Обращайте внимание на внешность собеседника

Пытаясь «прочитать» других людей, обращайте внимание на то, как они одеты. Что на них? Тщательно выглаженный костюм и начищенные туфли, указывающие на амбиции и стремление достичь успеха? Джинсы и футболка, указывающие на стремление к комфорту и нелюбовь к излишнему официозу? Крест на шее, или, скажем, изображение Будды, указывающее на то, что этому человеку не чужды духовные ценности?. 2

Обращайте внимание на его позу

2

Обращайте внимание на его позу

«Читая» собеседника, задавайте себе следующие вопросы относительно его позы:

Как он держит голову – высоко и уверенно или опустив вниз?
Как он ходит – решительно, широкими шагами или тихо и незаметно, как бы съежившись, что может указывать на низкую самооценку?
А может, он выпячивает грудь вперед, что является практически верным признаком раздутого эго?

3. Присматривайтесь к его движениям.

Наклон корпуса и дистанция

Присматривайтесь к тому, в какую сторону люди наклоняются при разговоре с вами. Как правило, мы наклоняемся в сторону тех, кто нам нравится, и отклоняемся от тех, в отношении кого испытываем неприязнь.

Скрещенные руки или ноги

Эта поза указывает на переход в оборону, гнев или стремление защитить себя от реальных или воображаемых опасностей. А когда люди, сидя, скрещивают ноги, то во многих случаях они направляют большой палец той ноги, которая сверху, в сторону человека, с которым из текущей компании им общаться проще всего.

Попытка спрятать руки

Когда люди прячут руки от чужого взгляда, убирая их на колени, в карманы или, скажем, пряча за спину, это указывает на то, что они, возможно, что-то скрывают.

Покусывание губ или обкусывание ногтей

Когда люди часто покусывают, или облизывают губы, или же обкусывают кутикулу на пальцах, это указывает на то, что они находятся под давлением или в неловкой ситуации и пытаются успокоить себя.

4. Учитесь распознавать выражения лица.

Зачастую те эмоции, которые мы испытываем чаще всего, как бы «впечатываются» в наши лица. Так, глубокие морщины свидетельствуют о том, что мы слишком часто волнуемся или склонны «раздувать из мухи слона». Мимические морщинки в уголках глаз говорят о том, что мы часто улыбаемся и вообще склонны к веселью. Поджатые губы говорят о гневе, презрении или затаенной в душе горечи. Напряженная челюсть и сжатые зубы являются признаками внутреннего напряжения.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка

Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Как научить ребенка читать в процессе игры

В обучении чтения дошкольников поможет специальная игра, которая способствует тому, что чадо научится складывать слоги. Для начала рекомендуется купить магнитную доску с разноцветными магнитными буквами, чтобы иметь возможность обучать малыша более наглядно.

Затем вместе с дочкой или сыном постройте столбик из согласных букв и возьмите одну гласную. Таким способом получился «лифт», а гласная выступает в роли «кабины».

Постепенно катайте вверх – вниз букву, обязательно проговаривайте сами, а потом уж малыш. Данный метод поможет малышу правильно сопоставлять слоги. И кубики Зайцева помогают освоить чтение.

Но не стоит на следующий день опять играть в такую игру, лучше подождать день и затем вновь приступить к занятию. Так у крохи не потеряется интерес к обучению.

По времени можно заниматься столько, сколько позволяет ваше время, а, главное, само желание и стремление ребенка.

После того, как малыш освоил, так называемые, прямые слоги, то можно приступать и к обратным слогам. Можно представить, что буква «а» выступает в роли кораблика, а все согласные буквы в виде пристани. Пусть кораблик заглядывает в гости к согласным, например: ан-аб-ак-аш.

Такой способ позволит крохе понять, как читаются обратные слоги. Разумеется, все проговаривается сначала вами, а затем уже ребенком.

Можно также вместе с ним проговаривать слоги, но обязательно, чтобы кроха сам тоже пытался прочитать, иначе он быстро привыкнет, что ему достаточно только слушать вас, но сам проявлять активность не будет.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2

На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме

Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Как заинтересовать ребенка и научить читать:

Как правильно создавать нехватку?

  • Читать интересную книжку не каждый день, а раз пять в неделю, не по расписанию, а случайно, мол, не получается сегодня. Причем читать так, что чуть ли не спектакль разыгрывать! Нет никакого толку в чтении заскучавшего папы или безмерно уставшей мамы. В ожидании совместного чтения у ребенка будет возникать мысль, что, если бы он умел читать сам, не нужно было бы пропускать тот день, когда мама не может, и попросит сам научить его читать.

  • Если не возникает такой мысли, то постепенно, мягко наводить его на эту мысль. Например, сказать при нем папе (не явно, а так, чтобы было подслушано), что «представляешь, дочка у тети Маши уже читает сама». И тогда ребенок будет понимать, что есть дети, которые умеют читать, и что он тоже мог бы научиться.

  • Когда ребенок сам попросил научить его читать, не делайте это сразу, скажите, что вот «в эти дни не могу , потому что… давай в воскресенье!». А потом напоминайте ему, мол, «представляешь, всего три дня осталось, и мы будем учиться читать». Потом два, потом уже завтра! Создавайте нетерпение, предвкушение.

  • По-хорошему — зрительного малыша можно за один день научить читать — максимум за два. Конечно, ребенок не сумеет сразу читать быстро и без ошибок, но навык правильного чтения — быстрого и осмысленного — отрабатывается уже в ходе практики, когда ребенок читает сам!

  • Необходимо очень внимательно и вдумчиво подбирать книги для первого самостоятельного чтения ребенка. Значение имеют и объем текста, и сюжет, и чувственное наполнение. Конечно, все эти составляющие правильно усложнять постепенно.

  • Просите ребенка пересказать историю, которую он прочитал, — маме, бабушке, младшему братику, друзьям во дворе. В этом случае ребенок сможет ощутить себя обладателем уникальной информации, побыть в центре всеобщего внимания и потренироваться в проявлении артистизма.

  • Поступление в школу может стать прекрасным мотивом для обучения чтению! К 1-му классу ребенок должен читать бегло, правильно и понимать 80 % из прочитанного.

Читая ребенку и предлагая ему книги для самостоятельного чтения, важно максимально пропитать ребенка классической литературой, задать это направление намного легче до 6 лет. Потом начнется школа, новое окружение, и если не дать ему самое главное до этого, потом может нахвататься, чего не следует

И вот почему…

Судьба ребенка зависит от навыков чтения

Научить ребенка читать это не просто требования современного мира — это судьбоносный для него навык. Ведь погружая ребенка в чудесный мир литературы, добрых и злых героев, правильно подобранные книги учат на чувственном уровне отличать добро и зло. Классическая литература — это лучшее, что мы можем дать ребенку. В 6 лет у него появится своя свобода выбора в школе — с кем сидеть, с кем дружить в школе. Он выберет себе лучших друзей, будет тянуться к тем, кто более развит.

И когда ребенок впервые попадает в новое окружение в школе, он уже имеет прививку от плохой судьбы. У него всегда есть «запасная дверь в Нарнию»: через чтение окружить себя самыми умными, благородными, честными и храбрыми людьми.

«Помню гордость за своего сына-первоклассника, когда директор привел его к лучшей в школе учительнице и сказал: «Ты посмотри, кого я к тебе привел, как он читает!!!!» А перед этим проверял в кабинете: что бы дать ребенку почитать… У него лежала газета на столе. Я говорю: «Да хоть что, вот эту газету можно». Удивился, как сынишка бегло, правильно прочел ему несколько абзацев… и бегом повел нас в лучший класс к лучшей учительнице в школе… Мы даже не просились.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

В домашних хлопотах и заботах трудно найти время, чтобы научить ребенка читать правильно, и мы отдаем его в центры развития. Но маме следует иметь в виду, что в этом случае у ребенка возникнет чувственная связь с преподавателем, а не с мамой — так было у Александра Сергеевича Пушкина с няней Ариной Родионовной.

Если время упущено и ребенок не получил к 6 годам опыта совместного чтения в семье и самостоятельного прочтения книг, то зачастую не он будет выбирать окружение, а они его. То есть будет часто возникать ситуация «куда ветер, туда и листочки»: ребенок будет гораздо более подвержен влиянию других, и не всегда это влияние будет хорошим. Так происходит, когда у ребенка нет нравственного стрежня, нет ориентиров. А формируется это в домашних условиях и только через правильно подобранную классическую литературу.

Результаты участников тренинга просто поражают:

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие. Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей

Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому

Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector