Как научить ребенка считать в уме: до 10, а также складывать и вычитать

Содержание:

Учим цифры легко

Когда малышу исполняется год, многие родители задумываются о том, как научить его буквам и цифрам. Современные дети лучше всего запоминают визуальную информацию, ведь она доминирует в окружающей их среде. В процессе обучения вам помогут книжки с картинками, яркие сортеры и интересные мультфильмы — такие, например, как снимает студия «Капуки Кануки».

Все серии мультика

Prev

1

5

Next

Мультфильмы про Рабочие Машины на пляже – строим песочный замок

Мультфильмы про машинки – Грузовик – На Детской Площадке

Развивающий мультик для детей – 4 машинки – учимся считать до 6

Мультфильм про поезд Брио – учим цифры 4 и 5 – развивающее видео

Развивающие мультфильмы про машинки: трактор и гусеница

Развивающие мультфильмы про машинки – Бетономешалка – развивающий мультик

Мультфильмы про машинки – Экскаватор-погрузчик на детской площадке

Песенка про машинки. Игры для мальчиков.

Мультфильм про машинки: Робокар Поли и грузовичок Дампу

Развивающие мультики про машинки – Трактор . Цифра 6

Мультфильмы про машинки – желтый Экскаватор. Цифра 5

Мультфильмы про машинки. На детской площадке. Самосвал

Робокар Поли. Мультфильм про машинки. Учимся считать

Мультик про машинку трансформер ПОМУ. Развивающие мультфильмы

Мультфильмы про машинки: трактор и кубики с цифрами.

Prev

1

5

Next

Информация о мультике

Следует отметить, что студия «Капуки Кануки» предлагает самые разные обучающие ролики, которые помогут ребенку запомнить цифры. Так что вы сможете выбрать вариант, который наверняка понравится малышу, и он с удовольствием будет смотреть онлайн мультфильмы «Учим цифры. Капуки Кануки»

Например, можно выбрать цикл «Умные машинки» — в этих роликах цифры помогают запомнить яркие игрушечные рабочие машинки, которые привлекут внимание ребенка. Если малышу нравятся роботы, то можно посмотреть развивающее видео «Робот Q»

Есть даже развивающее видео, где детей учит считать конфетный монстрик Ам Ням, герой популярных мультфильмов и компьютерных игр. В других роликах помощником ведущей Маши станет паровозик. Участие таких ярких персонажей позволяет превратить обучение в веселую игру, которая даст нужный результат. Только не ожидайте, что ребенок запомнит цифры с первого раза. Вам все равно придется время от времени возвращаться к этим мультфильмам.

Как научить ребенка цифрам?

Даже самые интересные мультфильмы не дадут нужного эффекта, если предоставить ребенка самому себе. Родителям стоит посмотреть обучающие видео «Капуки Кануки» вместе с ребенком

Обратите внимание на то, как построен сюжет этого мультфильма — чаще всего это игра, в которой машинкам нужно найти определенную цифру, паровозику — присвоить номера вагонам и т.д. И эти игры вы также можете повторять в домашних условиях

Малышу наверняка будет интересно сделать то, что он недавно видел на экране. Важным условием является регулярность таких занятий. Мультфильмы идут 5-7 минут, на дополнительные занятия можно отвести еще минут десять.

Необходимо позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно наглядных материалов — например, сортеры с цифрами, игрушечный паровоз с вагонами (их номера вы сможете написать сами, маркером, крупно и разборчиво), другие игрушки

Принимайте самое активное участие в таких играх, а во время просмотра мультфильмов «Капуки Кануки» обращайте внимание ребенка на самые важные моменты. И тогда малыш сможет быстро запомнить цифры

игра учимся считать цифры

Пусть обучение счету будет частью вашей повседневной жизни. Считайте с малышом все и везде: поднимаясь или спускаясь по лестнице — ступеньки, идя по улице — считайте машины, проезжающие мимо, в супермаркете считайте покупки, которые вы кладете в корзину. Только следите, чтобы счет не опережал действия, лучше пусть будет наоборот. Например, опуская в корзину пакет молока говорим — один, следующий в корзину опускается йогурт — два и так далее. Таким образом счет для ребенка станет привычным и не будет вызывать затруднения.

Эта игра называется «Счет вслепую». Сложите несколько предметов (пуговицы, конфеты) в мешочек. Пусть малыш посчитает их не глядя и не вынимая. Такая игра отлично развивает воображение и мелкую моторику рук, необходимую для общего развития.

Учимся считать в уме (методики)

В настоящее время практически в каждой семье есть современные гаджеты, которые, помимо большого количества возможностей, еще и считают. Может показаться, что умение считать в уме уже вовсе не актуально. Однако устный счет хорошо тренирует память, интеллект, к тому же часто возникают ситуации, когда просто нет времени доставать смартфон. Мы познакомим вас с несколькими методиками счета в уме.

Ментальная арифметика Соробан. Эта методика по обучению счету берет свое начало в древней Японии. В ней нет ничего общего со счетом в столбик, к которому мы все привыкли. Инструмент, на котором производятся подсчеты, называется абакус. Дети, учащиеся считать на нем, в последствии мысленно представляют себе косточки абакуса и легко производят математические действия даже с двух и трехзначными числами. Малыши дошкольники занимаются по данной методике не более часа два раза в неделю, а также 15-20 минут дома каждый день.

Тренируясь по этой методике, ребенок задействует оба полушария головного мозга, что позволяет уже спустя два-три месяца хорошо считать в уме. А если до этого ребенка не учили считать другими способами, результат вы заметите еще раньше.

Также существуют простые методики, в основе которых лежит доведение до автоматизма простых алгоритмов. Рассмотрим пример прибавления чисел 7,8,9. Для начала любое из них нужно округлить до 10, а затем вычесть из полученного числа то, что прибавили. Чтобы прибавить к двухзначному числу 8, нужно сначала прибавить 10, а затем из полученного результата вычесть 2.

35+7=35+10-3=42;

68+9=68+10-1=77.

Подобным образом можно складывать и двухзначные числа. Если последняя цифра двухзначного числа больше пяти, стоит ее округлить, а потом вычесть добавленное число.

38+26=38+30-4=64;

77+17=77+20-3=94.

Когда же последняя цифра прибавляемого числа, наоборот, меньше пяти, то лучше складывать по разрядам, то есть сначала складывать десятки, а потом единицы.

65+32=65+30+2=97

Если поменять местами слагаемые, то тогда нужно цифру 65 округлить до 60 и потом прибавить 5.

32+65=32+60+5=97

Устное сложение трехзначных чисел. Оказывается и трехзначные числа складывать в уме не так уж сложно, нужно всего лишь разобрать их на разряды: сотни, десятки и единицы и поочередно плюсовать.

568+426=(500+400)+(60+20)+(8+6)=994.

Также просты и методы вычитания трехзначных чисел, которые тоже можно выполнять по порядку: сначала сотни, потом десятки и уж потом единицы:

844-597=844-500-90-7=344-90-7=254-7=247,

А с двухзначными все еще проще. Мы все также округляем вычитаемое до десятков или сотен, а затем прибавляем разницу. Вот пример:

93-8=93-10+2.

Как быстро научить считать до 10 с помощью игры

Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.

Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:

  • Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
  • Включать в занятия пальцы рук;
  • Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
  • Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
  • Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.

Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.

Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:

  1. Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
  2. Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.

Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.

Игра в магазин

Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.

Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».

«Считай со мной!»

Раз, два, три, четыре!Кто у нас живет в квартире?Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, сверчок и я.Вот и вся моя семья!Раз, два, три, четыре, пять!Всех начну считать опять!

«Угадай-ка!»

Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.

Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.

Как научить ребенка быстро считать в уме до 100: примеры

Начинайте осваивать счет не с целого десятка, а с первых пяти цифр. Итак, сначала счет в пределах 5, только затем принимайтесь за десяток.

Процесс обучения можно сделать гораздо эффективнее, если:

  • Заниматься подсчетом при любой возможности, ежедневно тренируя умение;
  • Включать в занятия пальцы рук;
  • Включать в занятия детские счеты и разработанные для развития навыков счета игры;
  • Использовать в помощь просмотр развивающих передач;
  • Учить детские стишки, в которых зарифмован счет.

Особенно полезным обучающим материалом для счета являются карточки. Вы должны менять систему обучения по карточкам от последовательной до чередующейся, чтобы развивать логику, не только память.

Старайтесь включать подсчет и в первые домашние обязанности, для этого ставьте задачу:

  1. Помыть или расставить определенное количество предметов посуды;.
  2. Запомнить количественный перечень необходимых покупок, начиная с 5.

Используйте всю гамму занимательных игр на счет, стихи и считалочки. Примеры, которых, приводим ниже.

Игра в магазин

Подготовьте товары и ценники к ним. Также назначьте «денежной валютой», например, ракушки, камешки, пуговицы или подготовьте бумажные деньги, а может настоящие монетки.

Ребенок должен выступать в качестве кассира, вы – покупателя. Заинтересуйте малыша подсчетом, для начала количественным, без сумм: какое количество у вас покупок и у него «денежной валюты».

«Считай со мной!»

Раз, два, три, четыре! Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я. Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять! Всех начну считать опять!

«Угадай-ка!»

Используя или готовые пластмассовые цифры, или самодельные картонные, предложите ребенку их угадывать.

Поощряйте правильные ответы любимыми лакомствами или чем-то интересным для него.

Давайте задание слепить два ушка или четыре лапки для будущей пластилиновой зверюшки.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители подают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик постигнет, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда испытывайте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение удалится не 2–3 дня, а неделя.

С чего приступить

Алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два комплекта кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 предметов, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первоначальный ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • возложите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так дальше;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • дитя чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к вытекающему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо освоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начин упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядышком поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) покиньте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка вечно «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так дальше;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Верно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – выйдет ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты отыскал в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новоиспеченные названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода сквозь десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок выстроит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Вышло 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как скоро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • добавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пускай ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите задание, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не постигнет принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите лишь после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Рекомендация! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – колы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Правила счёта с переходом сквозь десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны соображать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков скорого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: разъяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем добавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: отыскать, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы добавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Вышло: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда дитя запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, несложнее ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте пуще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я устанавливаю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите иной способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь вышло 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

Как научится считать: примеры

Освоили счет – приступаем к следующему уровню: учимся складывать и вычитать.

Математика требует системного подхода и строгой последовательности в обучении, принцип которого – от простого к сложному.

  • Начните с простого числа 3 и разбейте его на два составляющих числа 2 и 1;
  • Пусть ваши первые примеры будут вкусными и полезными, складывайте любимые сладости;
  • Решать примеры на вычитание начинайте только после того, как малыш смог понять принцип сложения;
  • Старайтесь подробно озвучивать действия – это дополнительный способ запомнить;
  • Постепенно изучайте состав чисел, сначала до 10: из каких чисел может состоять число 5, число 6, а из каких число 10: из 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8,1 и 9.
  • Математика для ребенка должна быть занимательной. Примеры предлагайте веселые, чтобы находить решение было интересно.


Дети реагируют на игровую, веселую и занимательную подачу материала и хорошо усваивают ее.

Обязательно используйте пособия по начальному уровню математики.

Повторяем состав чисел

Сова: Хорошо. Посмотрим, как ребята помнят состав чисел. Что такое состав чисел? Правильно. Это два числа, из которых состоит каждое число. А зачем нам нужно знать состав чисел? Чтобы быстро считать удобным способом.

Давайте вспомним, как мы это делали во втором классе. Например, нам нужно найти сумму чисел 23 и 50. Что мы с вами будем делать? Разложим число 27 на два слагаемых: 20 и 7. Теперь нам легче будет сложить десятки и к полученной сумме прибавить три единицы.

Вспомнили? Решите несколько примеров, используя свои знания о составе чисел.

Сова: Молодцы, ребята! О, черепашке Маше уже не терпится решать с вами задачи. Что ты ребятам сегодня приготовила?

Как научить ребенка сложению и вычитанию?

Существуют разные методики обучения детей сложению и вычитанию. Легче обучать ребенка на наглядном материале – пальцах, палочках, линейке. Такая визуализация хорошо воспринимается ребенком, но некоторые специалисты против подобных методов, считая их способствованием лени. Использование наглядного материала может вызывать затруднения в дальнейшем обучении, так как некоторых детей трудно переучить счету в уме.

Для обучения сложению и вычитанию можно использовать деньги. На начальном этапе нужно запастись монетками по 1, 2, 5 рублей либо сделать их самостоятельно – в таком случае номинал монеток может быть любым (только целые числа). Этот вариант привлекателен также тем, что связан с реальной жизнью – ребенка нужно учить пользоваться деньгами, считать сдачу.

Для обучения сложению и вычитанию важно научить ребенка раскладывать числа, то есть знать состав числа (например, 4 – это 1+3, 2+2, 3+1). Этот момент особенно важен при вычитании и операциях с числами больше 10

Обучение счету – процесс довольно долгий и требующих большого количества внимания и терпения со стороны родителей. Учить ребенка надо правильно, регулярно уделяя занятиям время, но не перегружая его. Обучение можно проводить везде – по дороге в магазин, детский сад, на прогулке. Правильно организованный процесс дает отличные результаты.

Счет до 100 для детей 4 лет

4 года

  • Считай до ста
  • Учим числа до 100

Для детей 4 лет обычно нет ничего сложного в изучении чисел, особенно если уроки поданы в игровой форме. Если ваше чадо уже освоило счет до 10, да и до 20 считает без труда, то самое время приступить к следующему этапу обучения – счету до 100.

Как и в случае с предыдущими ступенями, при изучении счета до 100 важно создать общее, системное представление о порядке чисел. Если вы начали обучение этой темы с Iqsha, то у нашего будущего математика уже есть системное представление о числовой прямой как до 10, так и до 20

Для детей 4 лет будет интересно узнать, что же ждет дальше, если занятия поданы увлекательно, а вы не забываете про поощрения за успехи на этом поприще. Вы и сами не заметите, как малыш освоит счет до 100, всерьез заинтересовавшись этим увлекательным занятием, несмотря на то, что, казалось бы, еще вчера он только учился считать до 5. Главное – подобрать правильный подход и результат не заставит себя долго ждать.

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами

У ребенка в возрасте 5 – 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Счет до 100

Научиться быстро считать в уме до 10, 20 смогут дети в пять лет. А вот как научить ребенка считать до 100 в этом возрасте знают не все родители. Да, маленький дошкольник может испытывать трудности в процессе овладения новыми знаниями, тем более цифра сто предусматривает огромное количество других, одна мысль о которых повергает в шок не только детей, но и их родителей. На самом деле сложностей можно избежать и научить считать дошкольника до 100 без труда, выбрав правильный подход.

Учимся считать до 100:

  • Самый простой способ объяснить детям что такое «100» – это привести пример десятков, из которых оно состоит (10, 20…90). При этом нужно рассказывать и о том, что между десятками есть еще и единицы. Дошкольник, считающий от 1 до 20, будет это знать.
  • Каждый день малышу нужно ставить конкретное задание – изучение новых цифр. Ограничиться можно десятью. При этом повторение должно проводиться от 1 и до цифры, которая была выучена позже всех.
  • После каждого выполненного задания в виде освоения новых цифр, можно проводить контрольные игры. Например, написав числовой ряд, пропустить в нем несколько значений, которые малыш должен определить. Пересчитывать можно и любые предметы, которые его окружают.
  • Счет до 100 для детей – это невероятное достижение, за которое их обязательно необходимо хвалить и поощрять, ведь это самый сильный стимул для достижения больших высот.

Зачем учить детей устному счету?

Если вы уверены, что будущая деятельность вашего чада никак не будет связана с вычислениями, не стоит отказываться от навыка устного счета. Эта способность играет огромную роль в формировании интеллекта:

  • Регулярные занятия с числами запускают мышление, улучшают память, способствуют развитию речи.
  • Устный подсчет учит детей мыслить абстрактно, находить совпадения и закономерности.
  • Подобное умение помогает малышам лучше концентрироваться, быть внимательными и наблюдательными.

К сожалению, век высоких технологий мешает оценить всю важность данного навыка. Куда проще научить малыша пользоваться калькулятором, который быстро, точно и безошибочно справится с поставленной задачей. Однако развивать детей нужно обязательно

Мозг нуждается в регулярных тренировках. В противном случае продуктивность умственной деятельности снижается. Поэтому если вы хотите, чтобы дети научились использовать весь свой потенциал, обязательно научите их устному счету

Однако развивать детей нужно обязательно. Мозг нуждается в регулярных тренировках. В противном случае продуктивность умственной деятельности снижается. Поэтому если вы хотите, чтобы дети научились использовать весь свой потенциал, обязательно научите их устному счету.

Какие методики обучения счёту использовать

Сегодня довольно легко узнать, как научить ребёнка считать, есть проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка:

  • Счёт на пальцах. Эта методика помогает понять, как научить ребёнка считать до 10. Запомнить сразу десять цифр малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с названиями первых пяти цифр, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два-три пальчика встречаются вместе.
  • Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую влево и спросить, сколько палочек в каждой части. Лучше запомнить цифры ребёнку помогут карточки с изображёнными на них предметами, например, шесть шляп, два котёнка, три банана.
  • Счёт с помощью предметов. Этот метод хорош для того, чтобы понять, как научить ребёнка считать до 20. После того как ребёнок научится считать до десяти, объясните ему, что во втором десятке числа состоят из двух цифр, первой из цифр будут десятки, а второй — единицы. Для этого можно использовать две коробки — в одну положить десять кубиков, а в другую один, такой способ наглядно продемонстрирует разницу между десятками и единицами. Также предметы можно использовать, если вы хотите понять, как научить ребёнка считать десятками. Предметы или полоски необходимо выкладывать десятками друг за другом и объяснить ребёнку, что десятками считают так же, как единицами, но используют «дцать».
  • Игры с цифрами. Поиграйте с ребёнком в «магазин», выбрав, кто из вас будет продавцом, а кто — покупателем, назначьте валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
  • Методика Монтессори. Этот метод схож с игрой в магазин, так как Мария Монтессори считала, что одним из лучших способов обучения счёту являются операции с деньгами или муляжами денег. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять и попросить его посчитать сумму или разменять.

Чего не следует делать при обучении счету

Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.

Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.

Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.

При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.

Решаем задачи различными способами

Черепашка Маша: Мы сегодня с ребятами вспомним, как решать задачи разными способами.

Задание 2. Найдите из предложенных утверждений правильные:

Задачу можно решить по действиям с пояснениями или по вопросам.

Задачу можно решить, используя свой опыт. V

Задачу можно решить выражением.

Задачу можно решить арифметически. V

Задачу можно решить алгебраически . V

Задачу можно решить графически. V

Ответ в конце урока!

Вспомним, что значит решить задачу, используя свой опыт? Помните, в первом классе мы еще не знали сложение и вычитание, но используя палочки или другой счетный материал, мы решали задачи про птиц, которые прилетели или улетели, про морковки и зайцев, пересчитывая их. Это и есть наш опыт.

Познакомившись с понятием сложение и вычитание, мы стали записывать решение уже арифметически, с помощью примеров.

Задачи на умножение и деление мы решали с помощью чертежа или рисовали схему – это графический способ.

А уравнения мы решаем, каким способом? Правильно, алгебраическим, т.к. неизвестное число обозначали латинской буквой и находили его значение.

Вот вам три задачи, которые нужно решить, выбрав один из известных вам способов и указать его в ответе.

Задача 1. Почтальон разнес 47 писем. Ему осталось разнести еще 15. Сколько всего писем оно должен разнести?

47 + 15 = 62 (письма) – арифметический способ.

Задача 2. Красная шапочка сначала шла до автобусной остановки 10 минут, потом ехала на автобусе 39 минут, и затем, до бабушкиного дома её подвез Буратино. Всего в пути Красная шапочка была час. Сколько минут её катал на велосипеде Буратино?

10+39= 49 (мин)

60 – 49 = 11 (мин) 

Решили графическим способом.

Задача 3. В школьную библиотеку из второго класса записалось  46 школьников.  Девочек, 24 , остальные мальчики. Сколько мальчиков записалось в школьную библиотеку?

24 + х = 46

Х = 46 -24

Х = 22

24+22=46

46=46

Решили алгебраическим способом.

Сова: Ай да  ребята! Ай да молодцы! Как ловко вы решаете задачи различными способами. Пришло время немного отдохнуть.

Физминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Стоп. Сели,

Травушку поели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко.

Стих взят: 

Как научить ребенка складывать и вычитать

Приступая к обучению устному счету, стоит прежде всего учитывать возрастные особенности детей.

Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста, целесообразно будет начать изучение материала с простейших примеров и задач, предварительно объясняя, что такое число, а что такое цифра; постепенно объяснить ребенку сложение и вычитание.

Для старших дошкольников подойдут игры и методики посложнее – те, в которых нужно применять на практике навыки сложения и вычитания, например, игра «Магазин».

Для детей 2-3 лет

Детям данной возрастной категории проще всего будет научиться считать, используя пальцы рук. Например, нужно сесть рядом с ребенком, начать загибать по очереди его пальчики и считать при этом вслух.

Например, говорить:”У мамы одна конфета. Разогни один пальчик. У папы три конфеты. Разогни еще три пальчика. Сколько всего конфет получилось? Посчитай пальчики. Один, два, три, четыре. Правильно!”

Или так: “У мамы пять конфет. Разогни пять пальчиков. Папа забрал у мамы две конфеты. Загни два пальчика. Сколько конфет осталось у мамы? Посчитай оставшиеся пальчики. Раз, два, три.”

Для детей 4-5 лет

Детям в возрасте 4-5 лет удобнее всего объяснять принципы сложения и вычитания с помощью обучающего материала, которым могут послужить любимы игрушки.

Например, можно посадить рядом пять кукол, потом добавить еще две, спросить ребенка, сколько получилось, после этого добавить еще одну, спросить, сколько кукол получилось теперь. Или поставить в ряд семь машинок, откатить три, спросить, что произошло, и сколько машинок теперь осталось.

Проводить обучение можно, используя любые окружающие предметы: кубики, палочки, карточки. Так же можно приобрести прописи “Учим порядковый счет до 5,10,20 и 100”.

Для детей 5-6 лет

Для обучения счету детям от 5 до 6 лет подойдут те же игровые методики, что и для четырех и пятилетних ребят.

Задания можно усложнять, давая для решения ребенку составные примеры, например 2 + 2 – 1, решению подобных задач поможет линейка счетная для дошкольников.
Главное, на чем стоит остановиться родителям, это как объяснить ребенку, что такое плюс и минус

Важно с самых первых дней занятий дать четкое определение данным терминам: плюс – это когда что-то прибавляется, а минус – когда что-то убавляется

Для учеников 1 класса

Поступление детей в первый класс является для них важной жизненной ступенью. В это время у ребенка меняется сфера деятельности, он примеряет на себя роль ученика

Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:

  1. Метод Зайцева. Получение новых знаний происходит благодаря использованию специальных кубиков и таблиц.
  2. Метод Глена Дамана. Обучение счету ведется с помощью карточек, на которых располагается отдельное количество точек.
  3. Метод Полякова. Понятие о числе и цифрах дети получают, раскладывая разноцветные кубики и наполняя коробочки с отверстиями.

Для учеников 2 класса

Младшие школьники к этому времени уже должны овладеть основными навыками математических действий.

Применение игровых методик отходит на второй план, упор делается на решение примеров в тетрадях и у доски. Детям предлагают для решения простые задачи, в которых участвуют сложные цифры и десятки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector