Антикризисные меры

Причины кризиса среднего возраста

Для многих средний возраст — это время, когда меняются отношения и социальные роли. Одни люди начинают ухаживать за стареющими родителями, другие чувствуют себя одиноко, потому что взрослые дети стали жить отдельно (есть особое определение — «синдром опустевшего гнезда», где empty nesters (англ.) — его обитатели, чьи «птенцы» выросли и разлетелись). Для третьих этот период становится временем сожалений об упущенных возможностях .

Средний возраст может быть и временем глубоких размышлений. Люди оглядываются на прожитые годы и задаются вопросом, какой была бы их жизнь, если бы они пошли другим путем. Некоторые начинают сожалеть о том, что не выбрали другую карьеру или не свершили то, о чем когда-то мечтали. Другие вспоминают более счастливые дни своей юности.

Спад счастья

Одна из теорий, почему некоторые люди переживают кризис среднего возраста: они ощущают спад счастья. Исследования показывают, что ощущение счастья можно изобразить в виде U-образной формы. Где постепенное снижение уровня счастья начинается в конце подросткового возраста и продолжается до 40 лет. Снова расти счастье начинает в 50 . Эту гипотезу подтвердили данные полумиллиона американцев и европейцев. Во время опроса люди в возрасте 60 лет сообщали, что никогда в жизни не были так счастливы. В то время как сорокалетние чувствовали себя очень несчастными. Однако U-образная кривая — вовсе не аксиома.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Кризисные и стабильные периоды развития

Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.

Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.

Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.

Общие признаки кризиса:

  • Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
  • Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
  • Все, что работало раньше, перестает действовать;
  • Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.

Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:

  • Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
  • Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
  • Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
  • Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
  • Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
  • Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.

Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.

Что такое кризис развития у ребенка?

Во время роста и развития дети стоят на пути внутренних изменений личности. Эти изменения не могут обходиться без кризисов, потому что движение ребенка вперед, преобразование его личности невозможно без столкновения с трудностями, познания мира и совершения ошибок.

Когда ребенок растет, он пробует разные способы поведения, чтобы с помощью их найти себя, понять, кто он и какой. Быть разным для ребенка — непослушным или упрямым, капризным или бунтующим, задумчивым или замкнутым — в определенные возрастные периоды является абсолютно нормальным и даже необходимым.

Когда дети проживают кризис, это может доставлять неудобство всей семье, однако без него невозможно стать полноценной личностью, научиться защищать свои границы, говорить «нет», понимать свои чувства и желания.

Что такое регресс сна?

Когда наступает регресс сна, его можно легко определить по резкому ухудшению качества ночного и дневного сна. Физически малыша ничего не беспокоит, все внешние факторы налажены, режим дня настроен на отлично. Другими словами, сон портится без явной на то причины.

Как понять, что регресс сна наступил:

  • Ребенка словно подменили, он не хочет жить по прежнему режиму.
  • Отказывается укладываться привычным способом.
  • Игнорирует сложившийся режим дневного сна.
  • Ухудшается качество ночного сна, малыш начинает часто просыпаться, ему нужна помощь мамы, чтобы продлить сон.

Регресс сна может длиться от 2 до 6 недель. Чтобы помочь малышу преодолеть этот этап, необходима поддержка и помощь со стороны родителей. Уделяйте крохе больше внимания и ласки, чем обычно, и тогда регресс пройдет гораздо спокойнее.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет: анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:
0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;
1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;
2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался

Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен

Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

Я взрослый, считайтесь со мной

Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.

Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.

Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:

  • упрямство, непослушание;
  • противоречивость;
  • обиды, замкнутость;
  • длительные истерики.

Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.

В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин.  Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.

Причина
Что делать родителям
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы
1.      Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения.
2.      Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами.
3.      Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью).

Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка
Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут.
Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру.
Недостаток внимания со стороны родителей
Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года

Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута

Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада.
Замкнутость, стеснительность
В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать.  Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
Прямое внушение. Говорите чаще, что он отлично ладит с детьми (приводите удачные примеры), о том, что он умный, правдивый, приятный в общении

Помогите крохе поверить в себя.
Хвалите малыша
Обязательно обращайте внимание и поощряйте инициативность, самостоятельность, правильный выбор или решение ребёнка.
Дайте возможность реализовать себя в заботах о ком-то из членов семьи. Не отказывайте, если малыш хочет вам помочь в любом деле.
Спрашивайте совета у своего чада
Выносите решение по какому-либо вопросу с учётом его пожеланий, делайте на этом акцент

Что делать родителям?

Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:

У ребенка возникли адаптационные проблемы, например, когда он стал посещать детский сад. Во-первых, нужно отметить, что родители сами должны быть позитивно настроены на посещение ребенком детского сада

Также важно, чтобы малыш был подготовлен к садику: нужно организовать прогулки по территории детсада, много рассказывать о занятиях и досуге в саду. Перед посещением садика научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, помогите правильно держать в руках ножницы, вырезать, делать простейшие аппликации, работать с пластилином и т

д. О том, какие первоначальные навыки нужны малышу для пребывания в детсаду можно заранее узнать у воспитателей;
Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
У ребенка возникло непонимание в общении со сверстниками. Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение;
Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Чтобы победить неуверенность в себе у ребенка, можно обратиться к детскому психологу. Родители могут также попытаться решить эту проблему самостоятельно с помощью некоторых приемов. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.

Когда ребенок переживает кризисный возраст, родителям сложно уравновешенно осуществлять воспитательный процесс, чтобы вдруг не сорваться, не сделать ошибок, и, тем самым, не усугубить проблему. Любящие родители стараются в этот период быть внимательнее, заботливее и терпеливее. Проявите максимум выдержки, в этом вам помогут полезные советы психолога:

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.

Рекомендации по преодолению кризиса

Есть еще несколько полезных рекомендаций, соблюдая которые, вы поможете себе и ребенку преодолеть непростой период наиболее безболезненно:

  1. Не оказывайте давления на ребенка, показывая, что вы старше, а значит — сильнее.
  2. Не повышайте голос на свое чадо. Попробуйте рассказать ему о правилах поведения в игровом формате.
  3. Не пытайтесь отвлечь кроху от проблем с помощью конфеты или взяв на руки по первому требованию. Это может сформироваться в постоянную привычку.
  4. Придерживайтесь единой схемы воспитания. Это касается всех членов семьи, в том числе бабушек и дедушек.
  5. Станьте примером правильного поведения для своего ребенка и не срывайтесь по пустякам.
  6. Отучайте от грудного вскармливания малыша в тот период, когда первый возрастной кризис остался позади.

Подведем итоги. Кризис первого года жизни — скорее закономерное явление, которого не стоит бояться. Это вполне нормальный и естественный процесс для каждого ребенка, ведь именно в этот период происходит начальное формирование его личности. Относитесь к своему малышу с уважением и пониманием — тогда вы не только поможете ему преодолеть непростой этап, но и заложите прочный фундамент для хороших взаимоотношений в будущем. Удачи вам в воспитании самого ценного — наших детей!

Также рекомендуем ознакомиться с кризисом 5 лет у детей советы психолога.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Сколько может длиться кризис?

На психологическое состояние малыша могут оказать негативное воздействие последствия затяжного кризиса трех лет. Родители должны вовремя помочь ребенку преодолеть сложный барьер, иначе со взрослением ребенка проблема не уйдет, а станет глубже. Кризису может способствовать активное быстрое развитие малыша.

На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:

  • отношения в семье, общение со сверстниками;
  • образ жизни ребенка;
  • заболевания или какие-либо патологии;
  • индивидуальные черты характера и особенности психики.

Изменения в психическом развитии влияют на состояние ребенка, он становится раздражительным и беспокойным. На длительность кризиса воздействуют стиль семейного воспитания, темперамент и личные качества ребенка. Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года.

Как проявляется кризис?

Почему наступает кризис?

При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции

Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание

В зависимости от характера возникших проблем, ребенок может проявлять грусть, замкнутость или агрессию. Каковы причины возникновения кризиса?

Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным.

Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.

Каковы причины ухудшения психологического состояния малыша:

  • нехватка заботы и внимания;
  • недостаток общения;
  • однообразие в повседневной жизни;
  • проблемы с адаптацией к новой среде;
  • психологическое давление родителей.

Влияние окружающих на состояние малыша имеет немалое значение. Ребенок во время кризиса должен легко делиться с окружающими своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Ребята тяжело переносят продолжительное пребывание в одной и той же обстановке, необходим периодический активный отдых с новыми увлекательными развлечениями. В противном случае, у детей возникает психологический дискомфорт и течение кризиса намного усложняется.

Основные «симптомы», нюансы воспитания

Одним из проявлений кризиса возраста является негативизм: ребенок делает все наоборот, от противного, даже иногда в ущерб своим интересам. Откажется от прогулок и еды, даже если сильно хочет, потому, что так он решил! Он может оказываться от просьб всех родных и друзей, а может избрать «жертвой» исключительно маму или папу. Это повод для изменений в воспитании и анализа отношений между родителями и ребенком. Возможно, взрослые не последовательны или слишком строги? Необходимо сменить командный тон на расспросы и интерес к мнению ребенка, обсуждать с ним свои планы и задавать вопросы так, чтобы ребенок должен был отвечать на них развернуто, а не просто «да» или «нет».

Еще одним симптомом является упрямство. Малыш хочет добиться своего, и все увещевания он просто не слышит. Если ситуация не опасна для его жизни и здоровья, можно позволить естественное развитие событий, чтобы малыш вынес из своего протеста урок. Это тоже воспитание. Не хочет убирать игрушки — стоит оставить их разбросанными и, когда малыш споткнется о них, напомнить о его нежелании их убирать, предложив сделать логический вывод. Если ребенок поймет, что родители правы в мелочах, он проще будет принимать родительскую правоту во всем. Родителям нужно быть гибкими и последовательными в воспитании.

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать

Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение

Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего — нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector